Приложение МААМ

Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» (4 фото)

Любовь Шокурова
Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Составитель:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Шокурова Любовь Юрьевна.

1. ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов.

Публикация «Опыт кружковой работы „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

В дошкольном образовании проводились посвящённые этому вопросу конференции, съезды, создавались программы, различные технологии, учебные и методические пособия для разных возрастных категорий. Формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным этапом которой является – дошкольное воспитание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Ведущей идеей моей работы является формирование у детей осознанно – правильного отношения к природе через использование метода детского экспериментирования. Потому что, как выяснилось, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и. т. д.).

Особое внимание необходимо уделять правилам безопасности и вопросам гигиены. При проведении природоведческих экспериментов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, который зачастую бывает более интересным, чем запланированный.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёcтко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей. Например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными: констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Педагоги и психологи считают, что ранние зачатки экспериментирования относятся к тому возрасту, когда ребёнок впервые притянул руку к погремушке. С этого момента он начинает бессознательно манипулировать предметами, а его анализаторы фиксируют все события. Уже в первой младшей группе манипулирование начинает напоминать экспериментирование, дети уже способны выполнять простейшие инструкции, им можно предлагать отвечать на простейшие вопросы.

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления. В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов. Дети узнают, почему сменяют друг друга день и ночь, времена года, где на нашей планете самые жаркие и самые холодные места. Почему днём не видно звёзд на небе, узнают в экспериментаторской деятельности о природных особенностях некоторых климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т. д.) Продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т. д.)

За основу в своей работе я взяла программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом».

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:

- углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

- развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;

- воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).

Элементарные эксперименты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой и неживой природы, которые можно проводить в групповой комнате на занятиях по экологии и вне занятий, на прогулках по участку детского сада, в цветнике.

При проведении опытов я придерживаюсь следующей структуры:

• постановка проблемы;

• поиск путей решения проблемы;

• проведение наблюдения;

• обсуждение увиденных результатов;

• формулировка выводов.

Работу с детьми по данному направлению я начала с младшей группы. В этом возрасте детям необходимо дать элементарные знания об объектах неживой природы: воде, песке. Большое значение я уделяла знакомству детей с водой, со свойствами воды, значению воды в жизни людей, животных и растений.

Прежде, чем начать работу я поставила перед собой ряд задач:

1. Формировать у детей осознанные представления о воде.

2. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

3. Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

В группе организовала уголок для проведения исследовательской деятельности. Благодаря этому дети могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты).

В ходе таких элементарных, занимательных опытов, дети узнавали, что вода бывает горячая и холодная; если воду окрасить краской, она становится разноцветной. Вода течёт, её нельзя удержать в ладошках.

Наблюдали с детьми за таянием снега, цветных льдинок, сосулек.

После наблюдения за тающими сосульками весной, дети «рисовали» пластилином тающие сосульки.

Проводила с детьми игры – эксперименты с тонущими и плавающими веществами, пускали бумажные кораблики.

Так как я уже упоминала, что экспериментальная деятельность тесно связана с речевым развитием, я организовывала специальные занятия по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе я использовала разные виды занятий - обучающие, интегрированные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой», «В гостях у Знайки», «Почему идёт снег?». .

Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.

Использовала малый народный фольклор, сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

На музыкальных занятиях с музыкальным руководителем использовали различные аудиозаписи «Звуки воды в природе».

Для закрепления знаний детей проводила сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

В средней, старшей, подготовительной группе опытно-экспериментальную деятельность я распределила по направлениям:

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;

неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет;

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Разработала модель обучения детей организации экспериментирования, перспективное планирование занятий для каждой возрастной группы по теме : «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включало в себя:

экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

познавательные занятия с элементами экспериментирования;

демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Для реализации всего объема работы в группе бала создана мини-лаборатория, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании лаборатории учитывались следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Большой интерес у детей вызывали познавательные занятия с элементами экспериментирования. Для этого использовались следующие темы занятий: «Камни», «Сравнение песка, глины, камней», «Где живёт капелька». На занятиях дети знакомились со свойствами объектов неживой природы: сравнивали глину, песок, камни. Узнавали новые свойства воды. Знакомились с круговоротом воды в природе. Интересно проходили занятия в средней группе, когда дети искали воздух, проводили эксперименты, чтобы обнаружить его.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволили создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков;

- эксперимент «Какая сила у ветра?»;

- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

- чтение и обсуждение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации я формулировала от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории жил Мудрый Гном, от имени которого я предлагала задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?». Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

В подготовительной группе дети очень любят игры, занятия соревновательного характера. Для поддержания интереса и закрепления материала, в конце учебного года я подготовила игру «Брейн – ринг». Разработала задания к игре, оформила группу, пригласила жюри (воспитателей с других групп). Детей разделила на две команды, у каждой команды было своё название. Дети были очень активны, отвечали на вопросы. В качестве болельщиков, были приглашены родители.

Дети очень любят разнообразные фокусы: для этого, помимо опытов на занятиях, я использовала занимательные опыты (с яйцом, спичками, скрепками и др. материалами). Детям было очень интересно, они сами «превращались» в фокусников и многие фокусы (опыты) проводили самостоятельно.

Эффективность работы по формированию познавательного интереса дошкольников к природе определялась через диагностику уровня сформированности у детей навыков экспериментальной деятельности.

Результаты диагностики показали, что, дети наиболее эффективно познают мир в деятельности, а когда эта деятельность их увлекает, когда им дают возможность самостоятельно провести исследование, решить проблему, сделать вывод, то и повышается познавательный интерес дошкольников к природе. А это, в свою очередь, является базой для формирования основ экологического воспитания.

2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ

Большое значение я придавала работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).

В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками.

Основной формой работы с родителями является родительские собрания. Собрания старалась проводить в виде деловых игр, дискуссий, круглого стола.

Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Провожу ежегодно консультации по теме детского экспериментирования, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Также ежегодно занимаюсь организацией различных конкурсов: конкурсы поделок из природного материала, в которых родители активно принимают участие. «Новогодний Рождественский букет», конкурс поделок из бросового материала.

Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада, выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое. Для родительского уголка я подобрала и оформила следующие консультации:

- «Воспитание любви к природе»;

- «Сбережем родную природу»;

- «Роль экспериментов в экологическом воспитании дошкольников»;

- «Формы организации экологического воспитания дошкольников» и др.

Также мною проводится работа с педагогами ДОУ. Давались открытые занятия и консультации. Обменивалась опытом с педагогами других ДОУ на семинарах практикумах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. п., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.

Подводя итоги, хочется отметить, что работа проводилась не зря.

В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Данные выводы основаны на результатах позитивной динамики достижений дошкольников за последние три года.

В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.

В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования : планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение консультаций и смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».

Продолжать работу по наблюдению за результатами экспериментирования наших выпускников в различных видах деятельности.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.

Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
Фото «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
Опыт кружковой работы - фото
Фото №1 Составитель Воспитатель квалификационной категории Шокурова Любовь Юрьевна
Публикации по теме:

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры». "Детство – важнейший период человеческой.

Обобщённый педагогический опыт работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Содержание информационно педагогического модуля. ИПМ №1. Условия формирования опыта. ИПМ №2. Теоретическая база опыта. ИПМ №3. Актуальность.

Опыт работы Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических Введение Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Опыт работы «Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» В природе все рождается слабым, а потом крепнет и растет. У человека часто бывает наоборот: родившись здоровым, все больше болеет и слабеет.

План работы по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию воспитателя Черногузовой Инны Константиновны на 2018-2019 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей.

План работы по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании.

Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность, потому что все усваивается крепко.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Раздел плана Срок Содержание работы Практические выходы 2016-2017 учебный год Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 12:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шокурова (УИ 771171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД