Алина Прокопьева
Опыт работы «Трудовое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в детском саду
Прокопьева Алина Валериевна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР-детский сад178» г. Чебоксары
Труд становится воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство-чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Публикация «Опыт работы „Трудовое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Аннотация. Знакомство с профессиями взрослых и приобщение детей к трудовой деятельности актуальна во все времена. В статье представлены некоторые формы работы с детьми.
Ключевые слова: профессия, труд, ранняя профориентация.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения, которое должно начаться именно в стенах дошкольных учреждений, так как ребенок к 8 годам на 80% достигает умственного, интеллектуального развития и он уже способен применять приобретенные свои знания и умения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение их к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
До недавнего времени, мы мало уделяли значению вопросу трудового воспитания. Казалось - это не познавательное развитие и не речевое, которое мы привыкли ставить на первое место. Когда Управлением Образования города был объявлен конкурс проектов «Все профессии важны, все профессии», мы решили участвовать в этом конкурсе. И что же мы обнаружили? Оказывается, многие из воспитанников не имеют достаточный уровень знаний о профессиях и их специфике, не могут конкретно ответить на вопрос «Что делает мама на работе?», «Как называется профессия папы?», какие орудия труда нужны тем или иным специалистам в их работе. В ходе анкетирования родителей узнали, что 52% из них не рассказывают о своей работе детям. В течение 2,5 месяцев мы вели работу : читали о профессиях, посещали библиотеку, парикмахерскую, кухню в детском саду, часто
приглашали родителей на встречу с детьми, играли сюжетно-ролевые игры и т. д. Итогом нашей работы была презентация о проделанной работе.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно, учитывая возрастные особенности. С развитием ИК-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. Неоценимую помощь в пополнении предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
В последнее время трудовому воспитанию и ранней профориентации стали обращать внимание все ступени образования: ДОУ, школы, СПУ, ВУЗы. Почему же этот вопрос заинтересовал всех? В условиях, когда экономика испытывает нехватку специалистов (особенно рабочих специальностей, врачей и инженеров, большинство выпускников школ не могут сделать осознанный выбор будущей профессии. Поэтому оказать помощь в профессиональном самоопределении, становится задачей не только школ, но и детских садов.
Список литературы:
1. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, А. Ю. Кабушко Ознакомление дошкольников с социальным миром. - Творческий центр, М. 2012, 221Лс.
2. Л. В. Куцакова Нравственно- трудовое воспитание ребенка дошкольника- Владос, М, 2008,143.
3. М. Л. Маханева Учим детей трудиться. – Сфера,2012,