Алла Александровна Белова
Опыт работы старшего воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №4 Беловой А. А.
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ"
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство любви к Родине - это патриотизм.
Публикация «Опыт работы старшего воспитателя „Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Каждый педагог понимает, что начинать решение задач патриотического воспитания необходимо еще в младшем дошкольном возрасте при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей и самих детей. Поэтому, мы изучили, отношение педагогов нашего дошкольного учреждения к проблеме воспитания начал патриотизма у детей дошкольного возраста, состояние работы в ДОУ. На основе изучения документации, развивающей предметно- пространственной среды ДОУ, анкетирования, бесед сделан вывод о том, что работа по патриотическому воспитанию ведется непланомерно. Основная задача этого процесса - не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной. В анкетировании родителей выяснилось, что некоторые из них не имеют представления, что такое патриотическое воспитание или имеют искаженное представление. Поэтому мы решили вовлечь родителей в данный процесс, а так же создать развивающую предметно-пространственную среду.
Для решения данной проблемы были определены следующие задачи:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов.
2. Ориентировать семью на нравственно-патриотическое воспитание детей
3. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Исходя из анализа имеющихся в детском саду условий для организации нравственно – патриотического воспитания, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, интересов, потребностей педагогов и запросов родителей был составлен, а в дальнейшем реализован комплекс мероприятий.
Работа началась с оказания методической помощи педагогам по данному вопросу. Содержание методической работы в ДОУ находится в прямой зависимости от ее форм. Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы.
Был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания : «Особенности нравственно – патриотического воспитания детей в ДОУ»; «Семья – первая ступень патриотического воспитания дошкольников», «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации».
Наряду с консультациями старшего воспитателя, в ДОУ практикуются консультации узких специалистов. Например, музыкальный руководитель, провела консультации: «Возрождение русских национальных традиций посредством музыки», «Театрализованная деятельность как средство воспитания нравственно - патриотических чувств», «Народные игры в патриотическом воспитании дошкольников».
Одной из эффективных форм методической работы являются семинары. В ДОУ они проводятся ежегодно. Так, в прошлом году были проведены семинары «Актуальные вопросы патриотического воспитания», «Пути и средства формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста».
С целью повышения качества образования и развития педагогической компетентности проводим семинары-практикумы, так как они имеют более узкую направленность: «Куклы наших прабабушек», «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с русскими народными традициями». В рамках семинара - практикума «Куклы наших прабабушек» воспитатели познакомились со способами изготовления кукол - скаток, узнали больше о культуре русского народа. Итогом данной работы стала тематическая выставка «Умелые руки не знают скуки», где каждый педагог проявил свое творчество.
Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания развивающей предметно – пространственной среды в нашем учреждении ежегодно проходят смотры – конкурсы. Были проведены смотры- конкурсы «Лучший патриотический уголок», «Народная игрушка своими руками», мини музей «Русская изба».
В ДОУ проводятся открытые мероприятия. Педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. В 2014-2015 уч. году, были подготовлены и проведены открытые просмотры педагогической деятельности воспитателями : Суродиной Т. М. «Сказка как средство знакомства детей с русским народным фольклором», Журавлевой В. Ф. «Этот славный День победы», Жулиной И. А. «Ярмарка русских народных игр».
Так же в прошлом учебном году мы провели «Круглый стол» на тему «Развитие нравственных качеств через игру».
Итогом нашей работы стал тематический педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В настоящее время актуальной проблемой является сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Работа по организации взаимодействия с родителями складывалась не просто. Они без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного сотрудничества с семьёй явилось нравственно патриотическое воспитание. Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного сотрудничества с родителями обучающихся. С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по организации взаимодействия с семьями в рамках нравственно-патриотического воспитания. В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический.
Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями как групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй. Немаловажную роль играет печатная информация.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны. Остановимся на некоторых формах более подробно.
Организация выставок совместного творчества
Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. В течение года у нас прошли интересные семейные выставки:
• «Крепка да хрустка, сладкая капустка».
• «Старинные новогодние игрушки»
• «Ситцевая мозаика»
• «Дары осени».
Родители с удовольствием посещают такие выставки, обмениваются опытом, приобретают полезную для себя информацию по воспитанию и развитию детей.
Организация семейных конкурсов
Особый интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в родительских уголках заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Темы конкурсов выбираются исходя из интересов семей.
• «Новогодняя ёлочка»
• «Конкурс частушек»
• «Кормушка для пичужки»
• «Золотые руки мамы»
• «Герб моей семьи»
Индивидуальная работа с родителями.
В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, починить игрушку, помочь оформить помещение к празднику. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так в детском саду появилась кукла в национальном костюме, фотоальбомы «Мой любимый город», «Моя родина Россия», «Вичуга сопоставление старых и новых фотографий».
Трудовая деятельность
Благоустройство территории детского сада ежегодно проходит под девизом «Труд – всегда в почёте!» Родители собираются вместе с коллективом детского сада в определенный день и дружно работают : красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья. Результатом такой акции стало создание на территории детского сада «Поляны сказок». Это своеобразный театр под открытым небом, который ждет посетителей круглый год.
Проведение совместных массовых мероприятий
Совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Благодаря совместным фольклорным праздникам и развлечениям таким как: «Ярмарка», «Веселый капустник», «Масленица», стали участвовать 80%-85% родителей. Ведь именно в таких мероприятиях все участники приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям.
Реализация данной системы работы по организации взаимодействия с семьёй дала определё нный результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.
Немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Поэтому мы задались целью создать достойную развивающую предметно-пространственную среду.
Для детей раннего возраста у нас созданы уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники.
Для детей дошкольного возраста создан уголок патриотического воспитания, содержащий материалы по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой; моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки.
В зоне изобразительной деятельности у нас выделено место для полочки красоты, где мы выставляем предметы народного декоративно-прикладного искусства. Так же имеется подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества.
В зоне чтения и рассматривания иллюстраций имеются русские народные сказки, иллюстрациями к ним. Там же находятся книги о родном крае.
В зоне для музыкальных занятий собраны народные инструменты, дидактические игры.
Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. В групповых уголках природы имеются дидактические игры, пособия, календари природы, альбомы для рассматривания «Растения нашего края», «Животные нашего леса». Здесь проходят выставки из овощей и фруктов, природного материала, педагоги вместе с детьми создают «Мини-огород».
Нравственно – патриотическое воспитание многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Но сегодня мы хотим обратить ваше внимание, как в нашем дошкольном учреждении решается одна из задач нравственно-патриотического воспитания – это развитие интереса к русским народным традициям. Об этом своим опытом работы поделятся педагоги дошкольной разновозрастной группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией Жулина Ирина Аркадьевна и Журавлева Валентина Фёдоровна.
Результативность
• Повысилось мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач по нравственно – патриотическому воспитанию. В конце учебного года мы повторно изучили возможные затруднения воспитателей по данной теме. На основании анализа ответов педагогов выяснилось, что уровень их затруднений по нравственно – патриотическому воспитанию значительно снизился.
• По результатам анкетирования 84% родителей заинтересованы и вовлечены в образовательный процесс ДОУ по вопросам нравственно – патриотического воспитания.
• Созданы условия для развития нравственно-патриотического воспитания.
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.
В заключение хочется повторить слова «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»