Папки-передвижки

Опыт работы старшего воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»

Алла Александровна Белова
Опыт работы старшего воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №4 Беловой А. А.

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ"

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство любви к Родине - это патриотизм.

Публикация «Опыт работы старшего воспитателя „Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Каждый педагог понимает, что начинать решение задач патриотического воспитания необходимо еще в младшем дошкольном возрасте при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей и самих детей. Поэтому, мы изучили, отношение педагогов нашего дошкольного учреждения к проблеме воспитания начал патриотизма у детей дошкольного возраста, состояние работы в ДОУ. На основе изучения документации, развивающей предметно- пространственной среды ДОУ, анкетирования, бесед сделан вывод о том, что работа по патриотическому воспитанию ведется непланомерно. Основная задача этого процесса - не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной. В анкетировании родителей выяснилось, что некоторые из них не имеют представления, что такое патриотическое воспитание или имеют искаженное представление. Поэтому мы решили вовлечь родителей в данный процесс, а так же создать развивающую предметно-пространственную среду.

Для решения данной проблемы были определены следующие задачи:

1. Повысить профессиональный уровень педагогов.

2. Ориентировать семью на нравственно-патриотическое воспитание детей

3. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Исходя из анализа имеющихся в детском саду условий для организации нравственно – патриотического воспитания, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, интересов, потребностей педагогов и запросов родителей был составлен, а в дальнейшем реализован комплекс мероприятий.

Работа началась с оказания методической помощи педагогам по данному вопросу. Содержание методической работы в ДОУ находится в прямой зависимости от ее форм. Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы.

Был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания : «Особенности нравственно – патриотического воспитания детей в ДОУ»; «Семья – первая ступень патриотического воспитания дошкольников», «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации».

Наряду с консультациями старшего воспитателя, в ДОУ практикуются консультации узких специалистов. Например, музыкальный руководитель, провела консультации: «Возрождение русских национальных традиций посредством музыки», «Театрализованная деятельность как средство воспитания нравственно - патриотических чувств», «Народные игры в патриотическом воспитании дошкольников».

Одной из эффективных форм методической работы являются семинары. В ДОУ они проводятся ежегодно. Так, в прошлом году были проведены семинары «Актуальные вопросы патриотического воспитания», «Пути и средства формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста».

С целью повышения качества образования и развития педагогической компетентности проводим семинары-практикумы, так как они имеют более узкую направленность: «Куклы наших прабабушек», «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с русскими народными традициями». В рамках семинара - практикума «Куклы наших прабабушек» воспитатели познакомились со способами изготовления кукол - скаток, узнали больше о культуре русского народа. Итогом данной работы стала тематическая выставка «Умелые руки не знают скуки», где каждый педагог проявил свое творчество.

Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания развивающей предметно – пространственной среды в нашем учреждении ежегодно проходят смотры – конкурсы. Были проведены смотры- конкурсы «Лучший патриотический уголок», «Народная игрушка своими руками», мини музей «Русская изба».

В ДОУ проводятся открытые мероприятия. Педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. В 2014-2015 уч. году, были подготовлены и проведены открытые просмотры педагогической деятельности воспитателями : Суродиной Т. М. «Сказка как средство знакомства детей с русским народным фольклором», Журавлевой В. Ф. «Этот славный День победы», Жулиной И. А. «Ярмарка русских народных игр».

Так же в прошлом учебном году мы провели «Круглый стол» на тему «Развитие нравственных качеств через игру».

Итогом нашей работы стал тематический педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В настоящее время актуальной проблемой является сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Работа по организации взаимодействия с родителями складывалась не просто. Они без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного сотрудничества с семьёй явилось нравственно патриотическое воспитание. Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного сотрудничества с родителями обучающихся. С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по организации взаимодействия с семьями в рамках нравственно-патриотического воспитания. В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический.

Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями как групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй. Немаловажную роль играет печатная информация.

Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации.

Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны. Остановимся на некоторых формах более подробно.

Организация выставок совместного творчества

Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. В течение года у нас прошли интересные семейные выставки:

«Крепка да хрустка, сладкая капустка».

«Старинные новогодние игрушки»

«Ситцевая мозаика»

«Дары осени».

Родители с удовольствием посещают такие выставки, обмениваются опытом, приобретают полезную для себя информацию по воспитанию и развитию детей.

Организация семейных конкурсов

Особый интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в родительских уголках заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Темы конкурсов выбираются исходя из интересов семей.

«Новогодняя ёлочка»

«Конкурс частушек»

«Кормушка для пичужки»

«Золотые руки мамы»

«Герб моей семьи»

Индивидуальная работа с родителями.

В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, починить игрушку, помочь оформить помещение к празднику. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так в детском саду появилась кукла в национальном костюме, фотоальбомы «Мой любимый город», «Моя родина Россия», «Вичуга сопоставление старых и новых фотографий».

Трудовая деятельность

Благоустройство территории детского сада ежегодно проходит под девизом «Труд – всегда в почёте!» Родители собираются вместе с коллективом детского сада в определенный день и дружно работают : красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья. Результатом такой акции стало создание на территории детского сада «Поляны сказок». Это своеобразный театр под открытым небом, который ждет посетителей круглый год.

Проведение совместных массовых мероприятий

Совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Благодаря совместным фольклорным праздникам и развлечениям таким как: «Ярмарка», «Веселый капустник», «Масленица», стали участвовать 80%-85% родителей. Ведь именно в таких мероприятиях все участники приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям.

Реализация данной системы работы по организации взаимодействия с семьёй дала определё нный результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.

Немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Поэтому мы задались целью создать достойную развивающую предметно-пространственную среду.

Для детей раннего возраста у нас созданы уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники.

Для детей дошкольного возраста создан уголок патриотического воспитания, содержащий материалы по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой; моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки.

В зоне изобразительной деятельности у нас выделено место для полочки красоты, где мы выставляем предметы народного декоративно-прикладного искусства. Так же имеется подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества.

В зоне чтения и рассматривания иллюстраций имеются русские народные сказки, иллюстрациями к ним. Там же находятся книги о родном крае.

В зоне для музыкальных занятий собраны народные инструменты, дидактические игры.

Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. В групповых уголках природы имеются дидактические игры, пособия, календари природы, альбомы для рассматривания «Растения нашего края», «Животные нашего леса». Здесь проходят выставки из овощей и фруктов, природного материала, педагоги вместе с детьми создают «Мини-огород».

Нравственно – патриотическое воспитание многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Но сегодня мы хотим обратить ваше внимание, как в нашем дошкольном учреждении решается одна из задач нравственно-патриотического воспитания – это развитие интереса к русским народным традициям. Об этом своим опытом работы поделятся педагоги дошкольной разновозрастной группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией Жулина Ирина Аркадьевна и Журавлева Валентина Фёдоровна.

Результативность

• Повысилось мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач по нравственно – патриотическому воспитанию. В конце учебного года мы повторно изучили возможные затруднения воспитателей по данной теме. На основании анализа ответов педагогов выяснилось, что уровень их затруднений по нравственно – патриотическому воспитанию значительно снизился.

• По результатам анкетирования 84% родителей заинтересованы и вовлечены в образовательный процесс ДОУ по вопросам нравственно – патриотического воспитания.

• Созданы условия для развития нравственно-патриотического воспитания.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

В заключение хочется повторить слова «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и.

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» Данная консультация пригодится воспитателю,.

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье Задачи: приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего.

Материалы самообразовательной работы «Нравственно-патриотическое воспитание» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм и требований в знание, навыки, привычки, поведение.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.

Из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Рожкова Л. А., Пьянкова А. В. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему.

Презентация опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту она приобрела.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проект «Хлеб» Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Проект «Хлеб». Актуальность. Актуальность этой темы состоит в.

Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цели: повысить педагогическую компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы старшего воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 20:32
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД