Лучший педагог года

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)

Надежда Корнева
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)

Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Анализ научной литературы и передового педагогического опыта убеждает в необходимости оказать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир взрослых людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Решая задачи социально-коммуникативного развития, педагоги нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении, вызванные теми или иными отклонениями в развитии. Особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает, что детей с ограниченными возможностями здоровья становится с каждым годом больше.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Именно поэтому таким детям должен предлагаться индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий их постепенное включение в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от воспитателя новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

В связи с этим педагоги инициировали работу пилотной площадки по теме «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».

Характерными особенностями таких детей являются :

- слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;

неготовность развернуть совместную игру в соответствии с замыслом без помощи взрослого;

гиперактивность, импульсивность, а также повышение уровня тревоги и агрессии;

эмоциональная нестабильностью в построении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются, неустойчивостью. Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения.

Констатирующий этап работы предполагал проведение диагностики социально-коммуникативного развития, результаты которой показали, что у детей с ОВЗ на низком уровне были следующие показатели:

1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

2. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

3. Формирование основ безопасности.

Полученные результаты позволили отобрать следующие направления в работе по социально-коммуникативному развитию детей в ОВЗ :

1. Игра. Для социализации любого дошкольника, а тем более детей с ОВЗ, огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взаимоотношений общественной жизни. Благодаря играм ребёнок входит в мир взрослых, присваивает духовные ценности, а также предшествующий социальный опыт. Большое значение имеют дидактические игры, в процессе которых дети получают первые уроки коллективного мышления, имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, общаться со сверстниками. В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребёнка. Это даёт возможность своевременно оказывать детям необходимую помощь, заинтересовывать их постепенным усложнением. В каждом детском саду есть дети, которые совсем не принимают участие в коллективной игре или включаются в неё на короткое время, предпочитая индивидуальные игры. Одни дети в группе проявляют активность в выборе игры, другие не отличаются общительностью, третьи - застенчивы, робки. У детей с ОВЗ потребность в игре возникает гораздо позже, чем у детей с нормой. Дети с ОВЗ играют в ходе образовательной деятельности, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение. Наиболее ярким признаком таких детей, исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. А в процессе включения ребёнка в дидактическую игру он незаметно преодолевает эти ограничения. Вот поэтому, особое место в социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ занимает дидактическая игра, позволяющая им более полно реализовать себя, помогающая достичь состояния эмоционального комфорта. К тому же дети с ОВЗ значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Дидактическая игра позволяет преодолеть и эту проблему, так как определённые представления ребёнок получает и закрепляет с помощью наглядного материала - картинок, игрушек и др.

2. Безопасное поведение в быту, социуме, природе. Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через : организованную деятельность детей – НОД, совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, свободную самостоятельность детей.

3. Трудовое воспитание. Социально-бытовая ориентировка детей с ОВЗ существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. Формирование личности ребенка с ОВЗ возможно лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с ОВЗ последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживанию (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.). Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.

Направленное трудовое развитие и развитие социально-бытовой компетентности детей в условиях детского сада осуществляем в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий в образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе ознакомления с окружающим миром.

Осуществляя работу по данным направлениям, мы использовали такие методы работы как : беседы, игры, создание воспитывающих ситуаций (проблемных, ситуаций-иллюстраций, обращенных к личному опыту ребенка, сочинение сказки, а также организационные формы: викторины, КВНы, веселые зарядки, ролевую гимнастику.

Результаты, полученные за год работы, показали положительную динамику в социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ.

Полученные результаты были подтверждены в беседах с родителями, которые заметили, что их дети изменились: стали более открытыми, активными, легко вступают в контакт со взрослыми и детьми, с желанием участвуют в образовательной деятельности, играют дома в те игры, которые им показали в детском саду.

Анализ проведённой работы показал, что целенаправленное, систематическое и планомерное проведение коррекционно–развивающей работы способствует подготовке воспитанников с ОВЗ к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях для более успешной адаптации и интеграции ребенка в социуме.

Публикации по теме:

Социально–коммуникативное развитие детей посредством музейной педагогики Выступление на районной педагогической конференции «Социально –коммуникативное развитие детей средствами музейной педагогики» Музей – это.

Консультация для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие младшего и среднего возраста в условиях ФГОС» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской области.

Консультация-практикум для родителей «Социально-коммуникативное развитие детей 2–3 лет» Главный и самый первый источник личностного развития малыша — его семья. Речь и элементарное физическое развитие, навыки культуры поведения.

Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное.

Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность.

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей ОВЗ» Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. В детском саду закладываются нормы социальные и.

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОНР в условиях ФГОС  Социально-коммуникативное развитие детей с ОНР в условиях ФГОС ДО, Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников в условиях.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия.

Социально-коммуникативное развитие детей в детском саду Социально - коммуникативное развитие детей в детском саду Подготовила воспитатель Линёвского муниципального детского сада №2 «Ромашка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 4 мая 2019 в 12:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД