Дарья Каткова
Мастер-класс для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 комбинированного вида» г о Саранск
Мастер-класс для педагогов
«Привитие культурно-гигиенических навыков
у дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Каткова Д. В.
Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании у детей культурно-гигиенических навыков; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной теме.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Трудовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация; разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку»; чемодан; буклеты с методическими рекомендациями по привитию культурно-гигиенических навыков во время режимных моментов у дошкольников.
Ход мастер - класса
Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе для педагогов. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас интересной, а материал будет полезным.
Чистота – залог здоровья –
Это точно знаем мы,
Потому и гигиене деток обучать должны!
Тема мастер-класса «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников». Мы собрались здесь для того, чтоб проверить самих себя.
Как нам известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, где важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия, культурно-гигиенические навыки, и переносит их в игровую, воображаемую ситуацию. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.).
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Данные навыки направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Он начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а полученные навыки постепенно совершенствовались и становились привычными.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в квест-игру. Для игры приглашаются 4 человеа.
- Уважаемые коллеги, внимание на экран.
(появляется Мойдодыр)
Мойдодыр: - Добрый день, дорогие педагоги. Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Я пришёл не для того, чтобы проверить знания, а помочь вам в воспитании культурно-гигиенических навыков у дошкольников. С собой я принёс чемодан. Вам интересно, что в нём? Чемодан зашифрован, и для того, чтобы его открыть, нужно выполнить задания квеста.
1 задание
Первое задание, которое предлагает Мойдодыр, заключается в следующем: я предлагаю вам карточку с названием алгоритма. Вам необходимо выбрать из предложенных картинок, те, которые соответствуют вашему алгоритму, собрать его последовательно и наклеить на лист.
(предложить педагогам 3 карточки : алгоритмы «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку»).
(После выполнения задания педагоги демонстрируют и комментируют свой алгоритм).
А теперь проверим, верно ли вы выстроили последовательность ваших алгоритмов.
(на слайде правильный ответ).
- Скажите, а к 7 годам культурно-гигиенические навыки становятся для детей чем?
- ПРИВЫЧКАМИ
Мойдодыр: - Молодцы, вы, верно, выполнили задания, тем самым отгадали первую букву шифра чемодана.
(на слайде появляется буква «К»).
2 задание
Для прочного осознания нравственных норм и правил, регулирующих поведение в ходе бытовых процессов, я предлагаю вам закончить ситуацию. Как на ваш взгляд ответил бы ребенок, соответствующего возраста (младший, средний, старший и подготовительный).
Когда ребята одевались на прогулку, Вова ходил по раздевалке. Его одежда валялась на полу. К нему подошла Лена и сказала…
Что сказала Лена?
Младший возраст: не могут решить ситуацию, либо отвечают немотивированно.
Средний возраст: «Подними вещи, а то они испачкаются».
Старший и подготовительный: «Подними свои вещи, не мешай другим одеваться».
Дети мыли руки. Сережа открыл кран и заткнул его пальцем. Брызги полетели во все стороны. Тогда Света ему сказала…
Что сказала ему Света?
Младший возраст: «Не брызгай воду».
Средний возраст: «Не брызгайся, потому что платье будет мокрое».
Старший и подготовительный: «Зачем ты брызгаешь? Все ходят. Им в лицо может попасть или намочить», «Сережа убери палец, а то брызги на всех летят. Мы можем поскользнуться и упасть».
Дети обедали. Дима не ел. Он размахивал ложкой, кривлялся. Тогда Коля ему сказал…
Что сказал Коля?
Младший возраст: не обращают внимание на то, что Дима мешает другим детям.
Средний возраст: «Не балуйся, потому что ты кушаешь», «Не размахивай ложкой, потому что в глаз попадешь, и в больницу положат».
Старший и подготовительный: «Дима, не размахивай ложкой. Можно своим супом попасть в другой суп. Микробы попадут».
Таким образом, подобные высказывания детей заключаются в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получает поддержку со стороны взрослого. Поэтому относитесь к ним с вниманием. Подтвердите, что дети правильно понимают общественные требования, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение и обоснуйте необходимость его выполнения.
Посмотрите на экран (появляется буква Г)
3 задание «Вопрос – ответ»
Вы читали много стихотворений, сказок о труде и трудолюбии, о безделье и работоспособности, давайте сейчас вспомним эти произведения.
• Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)
• Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой ее облило)
• О какой профессии идет речь в книжке Маршака, если там есть строчки:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой «5» на медной бляшке
В синей форменной фуражке? (Почтальон)
• На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу? (Повар, конюх, плотник)
• О какой сказке идет речь: «А коровушка ей в ответ:
– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.» (Крошечка-Хаврошечка)
• В какой сказке лень и неряшливость, лишили персонажа имущества? (Федорино- горе)
4 задание «Найди ошибку»
Последнее задание квест-игры. Вам необходимо рассмотреть фотографию, найти в ней неточность.
(на слайде появляются фотографии с ошибками, а после с правильными ответами).
1)На столе нет салфеток.
2)Ребёнок сидит в кофте, шапке и надевает колготки.
3)Ребенок во время мытья рук не закатал рукава.
4)Ребёнок вытирает рот/нос рукавом.
5)Ребёнок ерошит волосы.
Мойдодыр: - Молодцы, вы верно ответили на последний вопрос и отгадали букву шифра.
(на слайде появляется буква Н).
Итог. Рефлексия.
-Пришло время открыть чемоданчик Мойдодыра.
-Скажите, какой шифр у нас получился?
(КГН)
-А кто, скажет, как расшифровывается КГН?
(Культурно-гигиенические навыки)
-Подведем итог и скажем, что входит в понятие культурно-гигиенические навыки:
(на экране из чемоданчика «вылетают» ответы)
-следить за внешним видом;
-стараться быть аккуратным в быту;
-пользоваться носовым платком;
-раздеваться и одеваться самостоятельно или с помощью взрослого в правильной последовательности;
-складывать свои вещи аккуратно;
-мыть и насухо вытирать руки.
Мойдодыр: - Я рад был присутствовать на мастер-классе. Надеюсь, на то, что моя квест-игра, дополнила ваши знания. Хотел бы вам преподнести буклеты с методическими рекомендациями по организации трудовой деятельности дошкольников. До свидания.
На этом мастер-класс подошёл к концу. Спасибо вам за внимание. До новых встреч.