Марина Фомичева
Творческая презентация педагогического опыта «Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий» (теория)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Сегодня, 11 января 2013 года прошло первое мероприятие "Презентация педагогического опыта" первого тура конкурса "Воспитатель года 2013" и мне хочется поделиться своим материалом с которым я выступала.
Огромное спасибо за помощь в подготовке к конкурсу мне хочется выразить своему руководителю Волковой Татьяне Владимировне, старшему воспитателю Киселевой Ирине Васильевне, педагогу-психологу Марышонковой Ольге Викторовне, музыкальному руководителю Толстовой Наталье Вячеславовне и всем коллегам, которые за меня переживают.
Публикация «Творческая презентация педагогического опыта „Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий“ (теория)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт своей работы по теме "Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную работу со старшими дошкольниками"
"Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие".
Всемирная организация здравоохранения
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Мир, в котором живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.
Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению мною изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья, ряд нормативно-правовых документов. Это закон Российской Федерации: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы» и др.
Актуальность.
Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте
Статистика:
На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:
1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей,
2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.
3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.
Проблема.
Поэтому, передо мной и всем нашим коллективом встала проблема, как плодотворнее решить задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитание здорового дошкольника является приоритетным направлением в нашем детском саду и по роду деятельности для меня - основной.
Свою работу строю в соответствии с программой «Детство» с учетом Федеральных государственных требований. создаю оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Исходя из этого, мною была поставлена цель:
Воспитание здорового, физически развитого ребенка.
Достижение цели решала посредством реализации следующих задач:
Формирование у детей потребности в здоровье и осознанном отношении к нему.
Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию.
Новизна.
Основополагающим принципом моей работы является постоянное совершенствование знаний по физической культуре, осознание большой ответственности за здоровье детей, что дает стимул к овладению новыми методиками и технологиями.
В своей работе, наряду с основной программой «Детство», которая направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, я использую адаптированную программу Ж. Е. Фирелевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике.
С помощью этой программы стремлюсь сделать непосредственную образовательную деятельность по физической культуре радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольников. Стараюсь повысить интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях НОД, таких как:
танцевально-ритмическая гимнастика;
игроритмика;
игрогимнастика;
игротанец;
традиционные виды упражнений;
игровой самомассаж;
пальчиковая гимнастика;
музыкально-подвижные игры;
креативная гимнастика;
игропластика;
игровой стретчинг;
игры-путешествия.
Достижение эффективности в работе по здоровьесбережению возможно только за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
В связи с этим, в 2011-12 учебном году в нашем ДОУ был разработан и реализован здоровьесберегающий проект на тему: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника через взаимодействие участников педагогического процесса в коррекционном пространстве ДОУ» под творческим названием «Море здоровья».
Новизна этого проекта заключалась во внедрении в педагогическую практику «Технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе с детьми».
Нами были использованы пути реализации «Технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма»:
моделирование проблемных ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности ребёнка;
активная рекреационная нагрузка - подвижные игры, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, коллективные усилия;
различные дыхательные упражнения для снятия психо-эмоционального напряжения;
самомассаж для активизации биологически активных точек;
психофизиологические игры (игры-погружения, игры-перевоплощения, спонтанные танцы);
релаксация для снятия эмоционального и физического напряжения, формирования этических установок;
музыкотерапия;
коллективная творческая деятельность, созидающая единое групповое поле;
выражение чувств художественно-эмоциональным языком: с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и т. д.
Этапы формирования моего опыта по данной теме можно представить в форме «пирамиды педагогического успеха».
Фундаментом этой пирамиды служит:
1. Повышение уровня педагогической компетентности, которая включает в себя:
своевременное прохождение курсовой подготовки и аттестации;
самообразование (на 2012-2013 работаю над темой: «Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье» в соответствии с ФГТ»);
изучение нормативно-правовой базы, передового педагогического опыта ведущих деятелей в педагогике оздоровления детей (Л. Д. Глазыриной, В. А. Ефименко, Б. Б. Алямовской, Е. Г. Шебеко).
Я пришла к выводу, что постоянная работа над совершенствованием своего развития важна в силу специфики моей педагогической деятельности и только путем самообразования и творческих поисков я могу повысить уровень своей компетентности и достичь педагогического мастерства.
2. Вторая ступень «пирамиды педагогического успеха» - это участие в методической работе ДОУ:
выступление на педагогических советах по темам: «Обеспечение здоровьесберегающей системы образования и оздоровления детей в условиях ДОУ», «Коррекционная работа как средство физического развития детей дошкольного возраста»;
проведение семинаров-практикумов: «Лечебные игры в оздоровлении дошкольников», «Коррекция плоскостопия», «Использование эффективных технологий и методик в системе оздоровления дошкольников»;
консультации для педагогов по использованию в работе программ "Са-Фи-Дансе", "Ритмическая мозаика»;
оказание методической и практической помощи в организации мониторинга по направлению «Физическое развитие» и «Здоровье»;
мастер-классы: «Здоровый педагог - здоровый ребенок», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки»;
Взаимодействие со специалистами ДОУ: опыт работы специалистов ДОУ был обобщен. Издана книга, которая приняла участие и заняла первое место в Областном конкурсе дошкольных образовательных учреждений, внедряющих здоровьесберегающие технологии в номинации «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»;
Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности дает возможность лучше познакомить детей с техникой выполнения упражнений и самомассажа, с различными видами спорта и др.
Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий помогает мне в повышении профессионального мастерства и формировании компетентности в области физического воспитания и сохранения здоровья детей.
3. Следующая ступень «пирамиды педагогического успеха» - это участие в работе методических объединений на уровне района.
На сайте нашего дошкольного учреждения в разделе «Методическая шкатулка» я размещаю для педагогов конспекты непосредственной образовательной деятельности; сценарии спортивных праздников; рекомендации и консультации по здоровьесбережению.
На сайте международного интернет-проекта «МАААМ. RU» у меня есть личная страничка, где я делюсь с педагогами своими наработками: «Будем здоровы» (использование нестандартного физкультурного оборудования); опыт работы по программе «Са-Фи-Дансе»; узнаю что-то новое от своих коллег.
4. Использование активных форм взаимодействия с родителями.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи, поэтому в работе с семьей мною используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Дни здоровья;
Дни открытых дверей;
изготовление нестандартного физкультурного оборудования, зимних построек на участке детского сада;
выпуски:
буклетов «Будь здоров, малыш!», «Мы за здоровый образ жизни»; брошюр «Организация оздоровительных мероприятий в домашних условиях», «Коррекционная работа по физическому воспитанию в детском саду»;
семейных газет «Путь к здоровью», «Олимпийский день в семье»;
встречи за «круглым столом», родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников детской поликлиники;
совместные спортивные праздники и досуги, такие как «Зимняя Олимпиада», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Не боимся мы мороза»;
индивидуальные педагогические беседы и консультации, практические занятия, которые дают возможность установить контакт с родителями;
книга отзывов, в которой родители оставляют свои письменные отзывы, пожелания и предложения;
наглядная информация дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
Таким образом, тесное сотрудничество с родителями дает положительные результаты:
родители стали больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки;
охотно участвуют в организации и проведении досуговой деятельности детей;
участвуют в формировании развивающей среды, способствующей для полноценного общнго развития детей.
5. Активное взаимодействие с социальными партнерами.
Нашим детским садом ведется активное взаимодействие с социальными партнерами и проводятся совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни (ЦРБ "Детская поликлиника", Редакция газеты "Петровские вести", "МБОУ СОШ №8, МОУ ДОД "Дом детского творчества", детские сады города, ГИБДД, учреждения культуры и спорта).
С этими организациями были проведены совместные мероприятия: «День здоровья», спортивные праздники «Путешествие в Олимпию», «Волшебные игры в Снежном царстве», районные соревнования «Веселые старты» среди воспитанников ДОУ, спортивный досуг с первоклассниками школы №8 «Зов джунглей», организация и проведение недель безопасности с участием инспектора ГИБДД;
Хорошо себя зарекомендовали информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений образования и здравоохранения; трансляция своего положительного опыта через средства массовой информации.
Ежегодно дети нашего детского сада принимают активное участие в городских соревнованиях и добиваются положительных результатов.
Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных мероприятиях школы.
6.Следующая ступень «пирамиды успеха» это участие в конкурсах и выставках на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:
творческо-интеллектуальном соревновании Интернет- Олимпиады «3D» в номинации «Мы-за здоровый образ жизни»;
Международном образовательном проекте МАААМ. РУ;
районном конкурсе по противопожарной тематике.
Таким образом, участие в выставках и конкурсах позволяет мне проверить свои интеллектуальные способности, поделиться опытом работы с коллегами.
Для эффективного отслеживания уровня развития детей вся работа строилась на диагностической основе и дальнейшей коррекционной работе.
По итогам сравнительной диагностики отслеживания уровня развития детей можно сделать вывод, что:
Показатель снижения заболеваемости детей (на одного ребенка в год) составил в 2011-2012 году 18%, а в 2012 году 15,5%
Группы здоровья
1 группа 2 группа 3 группа
2011-2012 49,5% 42,4% 8,1
2012 54,6% 39,1% 6,3%
Уровень физического развития детей в 2011-2012 году составил 69%,
а в 2012 при промежуточной диагностике 71%
Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования системы внедрения здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ.
Результат:
В результате внедрения работу комплексного сочетания программ по здоровьесбережению детей дало положительные результаты:
у детей повысился интерес к непосредственно образовательной деятельности;
увеличивается уровень их физической подготовленности,
созданы условия для положительного психо-эмоционального состояния и развития психических и нравственных качеств.
8. И вершиной пирамиды моего педагогического успеха стало участие в конкурсе «Воспитатель года-2013»
Н. М. карлейль: |
В заключении мне хочется процетировать слова, что «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы» |