Марина Михайлова
Творческий коллектив — залог успешного функционирования образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Современный руководитель обязан знать многое: менеджемент, психологию, психологию управления, конфликтологию, социологию и т. д.
Современные ученые определяют управление как процесс. Это направленное воздействие на другое лицо или группу со следующими целями:
1. поддержка психологического климата в группах и
межличностных отношениях;
2. планирование, прогнозирование и формирование программ
развития групп и коллектива;
3. контроль за выполнением этих программ.
Публикация «Творческий коллектив — залог успешного функционирования образовательного учреждения» размещена в разделах
Каждый коллектив имеет свои должностные инструкции и нормы поведения в коллективе, но существуют неформальные отношения. Эти отношения определяют дух коллектива, являются результатом действия лидера коллектива, которого признает группа.
Управление - это всегда процесс, протекающий в реальном времени и месте. Существует несколько классификаций управления и современный руководитель должен их знать:
Линейное управление
+ быстрое без задержек во времени
- неформализовано, не разработаны нормы,
личностно-окрашенное управление, наиболее
конфликтно, т. к связано с открытым проявлением
власти одного человека над другим
Иерархическое управление
+ все формализовано, функции и обязанности
прописаны в должностных инструкциях они
типичны
- управленческий сигнал распространяется с верхнего
уровня через промежуточные звенья это ведет к
временной задержке исполнения
- в каждом промежуточном звене может произойти
искажение информации
Прямое управление (классификация в старых работах по
социологии)
попытка прямого воздействия на человека. Это самая
конфликтная форма, чаще всего встречается в
линейных формах.
Косвенное управление
это воздействие на внутренние психологические
свойства человека или группы людей.
Внутренние свойства - это система ценностей,
интересы, цели, мотивация и мотивы людей. Этот
стиль управления должен быть характерным для
образовательного процесса. Для воспитания
творческого коллектива этот стиль является
более эффективным, меннее порождает конфликты,
но более медленный.
Руководитель обязан также знать и 3 самых важных аспекта в общении:
1. Коммуникативный аспект, - если взять узкое понятие
этого аспекта, это общение с целью передачи знаний
2. Интерактивный аспект связан с организацией
целесообразных практических действий людей.
Руководитель должен организовывать практические
действия своих подчиненных.
3. Перцептивный аспект связан с восприятием и
познанием партнеров по общению. Через этот аспект
каждый формирует представление о своей личности-
рефлексию. Это мысли, чувства человека о своих по-
ступках, поведении и т. д.
Для руководителя базой профессиональной успешности является знание самого себя: своих достоинств, возможностей, навыков, недостатков, проблем. Это нужно знать, чтобы правильно определять задачи и средства воздействия на других людей - для воспитания и формирования творческого коллектива.
Для воспитания творческого коллектива руководителю также необходимо знать и социальную психологию, чтобы иметь представление, что существуют потребности и мотивация. Существует класс мотивациваций маргинальных и класс высших социальных мотиваций :
1. Мотивация достижения цели.
2. Мотивация потребительского поведения.
3. Мотивация самоутверждения.
4. Мотивация саморазвития.
5. Мотивация самореализации и самоактуализации.
6. Мотивация свободы.
Мотивация достижения цели обеспечивает нам процесс развития человека (у каждого свои цели, от целей зависит мотивация потребительского поведения, продуктом или элементом потребительского поведения являются материальные блага. Потреблять можно знания, эмоции, информацию, это зависит от того, какую систему ценностей выберет человек (книги можно приобретать для чтения или для хранения). От мотивации достижения цели зависит, продуктивна или непродуктивна будет личность.
Мотивация самоутверждения и самоактуализации — воспитатель обладает знаниями, умениями, он компетентен, оценен социумом (грамоты, поощрени и т. д., т. е. Общество (коллектив) развивают его способности.
Мотивация самореалиции - руководитель должен подвести к этой мотивации членов своего коллектива. К этой стадии подходят не все, многие остаются на стадии самоутверждения. Мотив самореализации ярко выражен у творческих людей.
Мотив самореализации позволяет быть человеку разносторонним, повышает
профессиональные знания и расширяет кругозор.
Так как же можно воспитать творческий коллектив?
Ответить на этот вопрос руководитель не может односложно, руководитель должен иметь хорошие знания в области психологии, конфликтологии, менежемента и т. д. И только на основе полученных знаний можно выработать тактику воспитания творческого коллектива, а именно:
1. выбрать наиболее эффективное управление;
2. изучить аспекты общения;
3. разобраться в мотивации своих подчиненных.
И все это поможет вывести свой коллектив на мотивацию самореализации, и тем самым создать в коллективе творческую атмосферу и потребность в творчестве.