Наталья Плахтеева
Творческий познавательно-развлекательный проект «Рождественские Святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок духовно-нравственного воспитания детей «Истоки»
(Старший и подготовительный возраст)
Актуальность проекта.
Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.
Актуализация проблем духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманном отношении, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Публикация «Творческий познавательно-развлекательный проект „Рождественские Святки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождественские поделки своими руками
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а Кубань, где на протяжении веков сосуществовали народы разных групп и традиций, можно считать уникальной территорией взаимодействий разных культур. А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке традиций, праздников, обычаев.
С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Проект был реализован в течение трёх недель.
Вид проекта «Рождественские Святки» : познавательно-развлекательный. Продолжительность 3 недели.
Участники проекта : духовный руководитель кружка, руководитель кружка «Истоки», музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитанники кружка «Истоки», родители воспитанников.
Цель проекта «Рождественские Святки».
Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.
Задачи проекта на детей :
- Познакомить детей историей возникновения и традициями празднования на
Руси и, в частности на Кубани, праздника «Рождество Христово» и
«Рождественскими Святками».
- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их
обычаях, традициях, особенностями фольклора и национальных костюмах.
- Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной, артистической).
Задачи проекта на родителей :
-Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным
русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.
- Способствовать активному привлечению и участию родителей в организации
рождественской выставки поделок, подготовке и проведению праздника «К нам на Святки пришли колядки».
Задачи проекта на педагогов.
- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.
- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
- Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-
творческой деятельности детей.
- Оформление информационного стенда для родителей по теме: «Рождество
Христово», «Святки на Руси».
I этап Познавательный
Цель: сформировать у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово», «Святки»
Задачи:
1. Сформировать знания и представления детей об истории возникновения, обычаях и традициях празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».
2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора.
3. Сформировать знания и представления детей об особенностях традиционного русского народного костюма.
На протяжении первого периода ребята рассматривали икону Рождества Христова, с помощью ветепного театра дети знакомились с историей возникновения праздника «Рождество Христово» и следующими за ним Святыми вечерами или как их ещё называют «Святки», узнавали традиции, песни-колядки, старинные детские игры, обряды, связанные с этим праздником. Мы рассказывали им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.
Подготовительная работа
- Беседы на темы: «История праздника Рождество Христово»,
«Легенда о Рождественской ёлочке».
- Занятия на темы: «Рождество Христово», «Святая ночь».
- Вертепный кукольный театр.
- Продуктивная деятельность.
- Организация выставки «Рождественские ёлочки», «Рождественский подарок».
II этап Эмоционально-мотивационный
Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику.
Задачи:
- Вызвать у детей желание изучать народные обычаи, традиции и фольклор.
- Вызвать у детей интерес к изучению национального костюма.
- Изготовление театрального реквизита: маски, костюмы ряженых.
- Привлечение родителей на открытые занятия, участие в беседе.
- Проведение Святочных Гуляний.
На этом периоде творческого проекта воспитанники кружка «Истоки» мастерили атрибуты Святочных гуляний – звезду на шесте, раскрашивали маски ряженых, знакомились с народным костюмом, а также участвовали в оформлении приглашений для родителей и гостей.
Важным этапом была подготовка костюмов к гуляниям. Традиционные костюмы ряженых - волк, лисичка, кошка, мышка, мехоноша (тот, кто будет нести мешок, мальчик со звездой, русские костюмы. Народный костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. На протяжении всего учебного года дети знакомятся с русским народным костюмом, учатся видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений.
Дети участвовали в подборе различных шумовых инструментов: погремушек, трещёток, деревянных ложек, бубнов. Затем, на репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения, используя эти инструменты.
Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Это мероприятие совпало с традиционным проведением народного праздника на Руси – под старый Новый год (13 января). Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками, исполняли роли различных героев, интонацией передавая характер героя.
III этап Театрализованная деятельность.
Цель: формирование интереса к театральной деятельности.
Задачи:
- Знакомить детей со старинными народными детскими играми.
- Формировать у детей умение организовывать и принимать участие в народных играх.
- Знакомить детей с шумовыми народными музыкальными инструментами.
- Развивать творческие способности детей : дикцию, учить строить диалоги.
- Отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров.
- Ритмопластика (движения под музыку). Русская народная песня «Как на
тоненький ледок», подвижная игра: "Курочки и петушки"
- Разучивание стихов, песен – колядок.
- Индивидуальная работа: показ и отработка движений разных персонажей.
- Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами.
- Репетиции.
- Проведение праздничного представления «К нам на святки пришли колядки».
Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального детского праздника «К нам на Святки пришли колядки» для родителей и гостей нашего ДОУ, подготовленного воспитанниками кружка «Истоки». Этот праздник напомнил о том, как на Руси и, в частности, на Кубани наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки.
Дети поздравляют родителей и гостей праздника с Рождеством Христовым.
Кульминация праздника – батюшка Павел раздаёт детям подарки!
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.