айсина сабирзянова
Творческий проект для детей подготовительной к школе группы «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : сформировать первоначальное представление о вулканах.
Задачи:
- содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;
- развивать творческую исследовательскую активность детей;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.
Тип проекта : исследовательский, кратковременный (1-2 недели).
Публикация «Творческий проект для детей подготовительной к школе группы „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, педагоги.
Гипотеза:
умение создать искусственный вулкан.
Объект исследования: вулканы.
Предмет исследования: использование знаний о вулканах в предметно-исследовательской деятельности.
План работы:
1. Сбор информации: чтение детской энциклопедии «Всё обо всём» беседы, рассматривание иллюстрации с различными вулканами.
2. Исследовательская деятельность: эксперименты.
3. Изготовление макета вулкана.
4. Подведение итогов, выводы.
5. Презентация.
Методы и приемы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, опыты, эксперименты, изготовление макетов, сбор коллекции, анализ и обобщение результатов.
Результаты:
1. Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получат первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
2. Дети самостоятельно создадут макет вулкана.
Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности детей : игровой, познавательной, исследовательской. Например: игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой.
Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.
«Извержение вулкана»
исследовательская деятельность с детьми подготовительной школе группы.
Цель:
Познакомить детей с природными явлениями – вулканами.
Задачи:
сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;
помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;
активизировать в речи детей слова : очаг, магма, жерло, кратер, лава;
развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения;
воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
3. Беседы о видах вулканов.
4. Изготовление макета вулкана.
Материал:
1. Компьютер.
2. Картинки с изображением вулканов.
3. Смесь для изготовления извержения вулкана.
Содержание деятельности детей.
Организационный момент.
Часть 1.
Ребята, не хотите ли поучаствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
А вы знаете загадки про вулкан?
«Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Снежная гора,
Вверху – дыра,
Внутри – жара!
Иногда пускает лаву,
На нее не найти управу! (Вулкан)
Как вы думаете, что такое вулкан?
Да, вулкан – это гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.
А на что же похожа эта огнедышащая гора?
Да, верно, на конус, на треугольник.
А что извергает вулкан?
Да, ребята, из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни.
Послушайте легенду про древнего бога Вулкана :
В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название Вулкан.
Ребята, как вы думаете, как образуется вулкан?
Давайте перейдем в другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан. (Рассказ сопровождается показом слайдов).
Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора.
А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.
Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.
Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из
жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.
Что же выходит из вулкана?
Да, пепел, вылетают камни.
Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок.
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.
А сейчас посмотрим, какие бывают вулканы :
1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.
2. Потухшие - не извергающие лаву.
3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?
Почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы?
Да, ребята, вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана :
1. Там плодородная почва.
2. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.
Проведение физкультминутки.
Часть 2.
Ведь мы же сегодня волшебники, и забыли про свое волшебство, не хотите ли оживить вулкан?
Опыт. «Извергающийся вулкан»
Для проведения опыта нам понадобится:
- пищевая сода (2 чайные ложки,
- лимонная кислота (2 столовых ложки,
- немного красной краски,
- стеклянная колба,
- конус из картона со срезанной вершиной (высота около 7 см,
- немного воды (50 мл,
- пластилин,
- поддоны,
- пластмассовые ложки,
- мерные стаканчики,
- тазик.
Подготовка : изготовить макет вулкана (на конус из картона налепить пластилин, надеть на бутылочку, закрепив горлышко с конусом пластилином, на поддон установить макет вулкана.
Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.
Вывод: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
Литература:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Стариший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.
3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.