Лучший педагог года

Творческое художественное конструирование

Светлана Доронькина
Творческое художественное конструирование

Творческое художественное конструирование. Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира — природного и социального. В процессе творчества изменяется и сам человек — форма и способ его мышления, личные качества. Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому, основной показатель творчества — новизна его результата, которая носит объективный характер, потому что создается то, чего раньше не существовало. С этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективного и принципиально нового, но все же психологи и педагоги доказали, творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение этому — множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков или конструкций. Новизна открытий и продукта субъективна, и это первая важная особенность детского творчества.

Публикация «Творческое художественное конструирование» размещена в разделах

Процесс создания продукта для дошкольников при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем их достижение результата. И это вторая особенность детского творчества.

Конструированию из бумаги дошкольников обучают на специальных занятиях. Как показывает анализ практики, обучение строится только на подражательной основе — педагог использует образцы, показ и подробное толкование процесса изготовления каждой поделки.

Чем объясняется такой подход? Во-первых, сложностью самой деятельности: слишком много операций, последовательность которых можно запомнить только механически. Вот почему процесс в памяти ребенка не складывается в единое целое. Во-вторых, практически ребенок не имеет возможности опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (т. е. сложить, надрезать и т. д.).

При таком обучении каждый способ «привязан» к конкретной поделке. Сейчас разработан новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги и в процессе их распредмечивания.

Под «распредмечиванием» следует понимать способ, который:

1)раскрывает вне контекста изготовления какой-либо игрушки;

2)наполняется конкретным предметным содержанием.

Главная цель обучения - «формировать у детей умение

конструировать самостоятельно и творчески». Для каждой возрастной группы отобраны несколько достаточно простых способов, состоящих из взаимосвязанных операций, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточному изменению конструкции. Способы эти позволяют одновременно создавать большое количество разных поделок. В этой связи разработано поэтапное обучение.

1этап — способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др.). Отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления разных игрушек. При этом педагог может успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме.

2 этап — ставятся задачи проблемного характера, соотносятся усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию либо прямо (младший возраст, либо трансформировано (старший возраст). Таким образом обеспечивается их обобщение.

3 этап — предусматривает создание условий для самостоятельного конструирования. Как видно, обучение, построенное по принципу «от общего к частному», переориентирует ребенка от практических результатов (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных игрушек.

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности — здесь создаются художественно-эстетические предметы; сказочные фигурки, для (сложных, театрализированных, поделки для украшения интерьера, литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка).

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется — оригами (ори — сгибать, гама — бумага). Пришла к нам из Японии.

Киригами — процесс складывания бумаги и вырезания ее в разных направлениях или надрезании (снежинки, животные, цветы).

Еще одна разновидность техники конструирования из бумаги — бумажная скульптура.

Несмотря на привлекательность, конструирование из бумаги — сложный вид деятельности.

Развивать навыки творческого конструирования можно посредством :

1. Разнообразной техники, начиная от более простых ее видов (сминание, разрывание);

2. Обобщение способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура);

3. Создание условий (возможность поиска, разнообразие материалов).

Последний прием реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог дает детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески используя разные техники.

Публикации по теме:

«Использование современных техник конструирования «Топиарий» и «Волшебные тарелочки» с детьми младшего дошкольного возраста» Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. В процессе творческой деятельности.

Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности»Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности» Творчество - это человеческая деятельность высшего уровня познание и преобразование окружающей природы и социального мира. В процессе творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческое художественное конструирование
Опубликовано: 29 марта 2015 в 19:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД