Ольга Турусова
Творческое развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка. [4,с. 34]. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.
Публикация «Творческое развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» (2, стр. 17).
Актуально активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество ребёнка, что обусловлено природной активностью и связано с умением применять свои знания в новых условиях.
Процесс познания в атмосфере творчества приобретает для дошкольника развивающий характер. В ходе творческого развития происходят качественные изменения его психики: активизируется память, мышление, наблюдательность, что необходимо во всех видах деятельности.
В детском музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения, умения действовать самостоятельно, принимать решения, связанные с умением выразить свою индивидуальность, проявить себя.
В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где высоко оценивается значение творчества, как процесса развития (авторы Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский.)
Детское творчество представляет познавательно-поисковую практику для ребёнка, когда он, на основе знаний о музыке, воображая, пробует создать что-то новое. Анализ результативного педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что творчество для детей – это всегда и интересно и доступно.
Применение метода детского творчества решает следующие задачи:
- позволяет активизировать процесс усвоения музыкального опыта;
- способствует пробуждению творческих проявлений и их развитию;
- акцентирует внимание на развитии художественного мышления;
- положительно мотивирует обилием форм творческих заданий;
- гармонично дополняет традиционную систему музыкального воспитания и развития.
Дошкольники участвует в следующих видах деятельности: восприятии, пении, музыцировании, музыкально – ритмических движениях, что создаёт условия для активного участия в творчестве для каждого ребёнка, независимо от способностей.
Находясь в ситуации активной эмоциональной включённости, ребёнок опирается на свои личностные качества, которые требуют развития : творческое восприятие, творческое мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, инициативность, высокая работоспособность, умение обоснованно рисковать, мотивация достижения, умение сотрудничать. Мы говорим о пробуждении творческой фантазии. Разрабатывая творческие задания, исходим из специфики детской аудитории, учитывая, что творчество для ребёнка - это открытие.
Большое значение для активизации творческих представлений имеет использование интеграция искусств. И. С. Бах отмечал, что «искусство в себе - не живопись, не поэзия не музыка, но творчество, в котором они все объединены». Интегративное привлечение разных видов искусств, имеет родство с идеями К. Орфа, способствует стихотворчеству, художественной композиции, театральному действу и исследовательской работе, пластическому движению и музыкальной импровизации, что включается в поток детского творчества.
Природа творчества требует, чтобы дети могли легко, свободно и непосредственно выражать свои мысли в открытой, непринуждё нной атмосфере: в игре, сказке, импровизации. Воспитателями замечено, что дошкольники успешнее выполняют задания, связанные с развитием чувства ритма. Развивая метроритмический слух ребёнка, учитель включает определения ритма, пульса, акцентов [3,с. 211]. В задании «Дождик» необходимо подобрать ритмический рисунок к стихотворениям, «зафиксировать» сильную долю хлопком в ладоши, самостоятельно вслушиваясь в звучание «Итальянской польки» С. Рахманинова.
Эффективны задания, связанные с пластическими импровизациями. Свободное дирижирование – дети представляют себя в роли дирижёра («Утро» Э. Грига). Имитация игры на музыкальных инструментах («Cветит месяц»). В процессе восприятия «Вальса» А. Гречанинова, создают образ зимнего леса движением рук, покачиванием корпуса, вальсовым кружением. Пластическими импровизациями можно изображать разные образы, например, имитирование движения животных, (Ш. К. Сен-Санс сюита «Карнавал животных»). Слушая танцевальную музыку, придумать и исполнить движения: кружения в вальсе, шаги польки, составить композицию народного танца. Развитию чувства ритма способствуют инструментальные импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов, например, подбор ритмического сопровождения к русским народным песням «Ах вы сени», «Камаринская». Разыгрывание песен, имеющих изобразительную основу: «Как у наших у ворот», «На горе-то калина». Одно из основных музыкальных способностей - ладовое чувство : умение эмоционально, ярко, слушать и определять лад музыки. Педагог учит улавливать смену настроений, оттенки чувств, смысл музыкального звучания, воспитывается внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, поэтому в организации восприятия музыки выделяется ряд приёмов, способствующих активизации процесса слушания, как цели развития ладового чувства. Детям предлагается «украсить» музыку Ш. К. Сен-Санса «Аквариум», звучанием другого инструмента; изобразить настроение произведения в цвете (Л. В. Бетховен «Весёлая и грустная», подобрать ритмический аккомпанемент к стихотворным строкам. В задании «Конница», прослушав стихотворение, по-фантазизировать, какую по характеру музыку, можно написать. При выполнении творческого задания «Оживший лес» - в соответствии с характером музыки, дети подготовительной группы озвучивают различными инструментами «зимний лес». Развитие ладового чувства помогает воспитанию чувства жанровой принадлежности. Дети охотно выполняют задания, связанные с различными речевыми импровизациями. Ребёнок придумывает рифму в стихотворениях, например:
Наш сосед купил фагот,
Но совсем не знает (нот)
***
Скрипка есть, но пока
Рядом с нею нет (смычка)
***
Старый мастер целый год -
Мастерил друзьям (фагот) [1,с. 25]
Продолжая знакомиться с речевыми импровизациями, задания усложняются: необходимо сочинить окончания к стихотворным строкам :
Гамму жук весь день жужжит:
- Жо- же- жи- жа- жоль- жя- жи.
- Вот что я, друзья, скажу:
… (Жаль, что нету ноты «жу»)
Выполняя более сложные задания, ученики не только сочиняют рифмованную строчку, но и продумывают интонации (маршевые, песенные или танцевальные, которыми можно озвучить стихотворение. Результатом работы является ощущение и осознание единства стихотворного текста и музыки. Обратим внимание на развитие музыкально-слуховых преставлений, как способность звуковысотного отражения мелодии. «Озвучивание имени» - дети пропевают своё имя, полное и краткое, в процессе «Музыкального диалога» выразительно интонируют музыкальные фразы, отвечая на вопросы учителя. Развивая фонематический слух. Сочиняют рассказ по рисованному плану, исполняют ритмофразу мелодии за воспитателем по песне В. Гречника «Тяв-тяв». Постепенно водится изучение элементов музыкальной грамоты, выполняя задание «Музыкальная лесенка», запоминают движение мелодии звукоряда, придумывают и «рисуют» музыкальные загадки или сочиняют стихотворения о нотках.
Разнообразие творческих заданий способствует развитию интереса музыке, развиваются основные музыкальные способности детей дошкольного возраста, при этом формируются основы музыкальной культуры.
Список литературы
Мерзлякова С. И. Нотный бал //Музыкальный руководитель. -2007.-№1.-с. 25.
Науменко Г. И. Фольклорная азбука. - М. : Издательский центр «Академия».1996.
Осеннева М. С. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студентов нач. фак. педвуов. -М. : Издательский центр «Академия», 2001.
Соколова Т. А. Оптимизация уровня и качества профессиональной деятельности и общения педагога в процессе освоения артпедагогических технологий // Методист. -2006.-№6.-с. 33-38.