Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского

Светлана Кунавина
Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского

Задачи данного занятия:

- образовательные – формирование основ музыкальной культуры, знакомство детей с содержанием новых произведений, учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка», чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказывать о ней, развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

- развивающие – развитие эстетических чувств, умение различать оттенки настроений, определять характер музыки, побуждать детей к творчеству, сравнивать разные жанры музыки, отмечая характерные особенности произведения, соотносить художественно-музыкальный образ с образами и явлениями действительности

- воспитательные – приобщение детей к истокам русской классической музыки, воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков. Воспитывать у детей чувство к прекрасному (музыка, поэтическое слово).

Оборудование и материалы – иллюстрации к произведениям из «Детского альбома», к циклу «Времена года», балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского, портрет П. И. Чайковского

На стене зала – большой портрет П. И. Чайковского и иллюстрации, используемые в процессе занятия.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель». Дети входят в зал и садятся.

Воспитатель: (на фоне музыки)

Тихо, Тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит и зовет нас за собой.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети. Я рада снова вас видеть в нашем зале. Сегодня мы еще раз соприкоснемся с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского, (обратите внимание на портрет, здесь необходимо показать на портрет П. И. Чайковского). Уже в детстве появилось влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Санкт – Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой, учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует слушателей всего мира. П. И. Чайковский проявлял особый интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» – писал композитор.

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Воспитатель: Вам знакома эта музыка?

Дети отвечают

Воспитатель: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор?

Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.

Воспитатель: Правильно, он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

Послушайте фрагмент пьесы, которая вам уже знакома. Как она называется, в каком жанре написана? Как вы думаете, почему?

Звучит пьеса «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное, няня рассказывает сказку ребенку перед сном.

Воспитатель: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните ее название и жанр.

Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.

Воспитатель: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера – веселый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Щелкунчик – забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта игрушка для раскалывания орехов. Девочка Маша – героиня балета – получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной елки. Всё это вы услышите в музыке.

Звучит «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Воспитатель: А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.

Звучит «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Воспитатель: Какими цветами вы изображали музыку и почему?

Дети: Желтыми, розовыми, оранжевыми – теплыми цветами, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.

Воспитатель: Я вижу, что многие из вас нарисовали круги. Вальс, вальсировать в переводе с французского языка означает именно «кружиться». Давайте покружимся под музыку другого вальса Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Звучит фрагмент вальса из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Воспитатель:Петр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал их в свой альбом. Я дам прослушать вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти ее.

Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети отвечают.

Воспитатель: И называется произведение «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

Исполняется «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается и мне хотелось бы от вас услышать что нового и интересного вы узнали сегодня, как вы научились не только слушать и слышать музыку но и понимать ее и рассказывать о ней.

Дети отвечают.

Воспитатель: Подводя итоги нашего занятия, я хочу, чтобы вы послушали вот такие замечательные стихи о музыке:

И наш концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугой-дугой,

Как будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

Такой могучей, сказочною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасимой,

Как океан, безбрежною она.

Тот каждый день с волнением будем ждать,

Когда мы вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнем опять!

Воспитатель: Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского. Я благодарю всех вас за участие.

Дети уходят под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Публикации по теме:

Наглядные средства музыкального воспитания Одной из важных задач является воспитание музыкальное культуры. Содержание музыкального воспитания, предусматривает воспитание у детей интереса,.

Презентация: «Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки» Цель: научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения. Одной из важных задач всестороннего.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 12:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

«С 8 Марта, Мама» Фотоотчёт о подготовке видео поздравления
Все любят праздники. Их обожают и с нетерпением ждут и родители и дети. Ребята радуются тому, что родители придут в детский сад посмотреть на них во...
Фотоотчёт об игре «Зарница», посвящённой празднику 23 февраля
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт об игре «Зарница», посвящённой празднику Защитника Отечества - 23 февраля в...
Детский мастер-класс по конструированию из цветной бумаги объёмной игрушки «Цыпленок»
В известной поговорке говорится, что цыплят по осени считают. Но прежде чем считать цыплят, их нужно завести или сделать, как предлагают наши София и Руслан....