Лучший педагог года

Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского

Светлана Кунавина
Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского

Задачи данного занятия :

- образовательные – формирование основ музыкальной культуры, знакомство детей с содержанием новых произведений, учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка», чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказывать о ней, развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Публикация «Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П, И, Чайковского» размещена в разделах

- развивающие – развитие эстетических чувств, умение различать оттенки настроений, определять характер музыки, побуждать детей к творчеству, сравнивать разные жанры музыки, отмечая характерные особенности произведения, соотносить художественно-музыкальный образ с образами и явлениями действительности

- воспитательные – приобщение детей к истокам русской классической музыки, воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков. Воспитывать у детей чувство к прекрасному (музыка, поэтическое слово).

Оборудование и материалы – иллюстрации к произведениям из «Детского альбома», к циклу «Времена года», балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского, портрет П. И. Чайковского

На стене зала – большой портрет П. И. Чайковского и иллюстрации, используемые в процессе занятия.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель». Дети входят в зал и садятся.

Воспитатель: (на фоне музыки)

Тихо, Тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит и зовет нас за собой.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети. Я рада снова вас видеть в нашем зале. Сегодня мы еще раз соприкоснемся с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского, (обратите внимание на портрет, здесь необходимо показать на портрет П. И. Чайковского). Уже в детстве появилось влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Санкт – Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой, учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует слушателей всего мира. П. И. Чайковский проявлял особый интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» – писал композитор.

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Воспитатель: Вам знакома эта музыка?

Дети отвечают

Воспитатель: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор?

Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.

Воспитатель: Правильно, он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

Послушайте фрагмент пьесы, которая вам уже знакома. Как она называется, в каком жанре написана? Как вы думаете, почему?

Звучит пьеса «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное, няня рассказывает сказку ребенку перед сном.

Воспитатель: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните ее название и жанр.

Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.

Воспитатель: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера – веселый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Щелкунчик – забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта игрушка для раскалывания орехов. Девочка Маша – героиня балета – получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной елки. Всё это вы услышите в музыке.

Звучит «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Воспитатель: А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.

Звучит «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Воспитатель: Какими цветами вы изображали музыку и почему?

Дети: Желтыми, розовыми, оранжевыми – теплыми цветами, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.

Воспитатель: Я вижу, что многие из вас нарисовали круги. Вальс, вальсировать в переводе с французского языка означает именно «кружиться». Давайте покружимся под музыку другого вальса Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Звучит фрагмент вальса из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Воспитатель: Петр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал их в свой альбом. Я дам прослушать вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти ее.

Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети отвечают.

Воспитатель: И называется произведение «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

Исполняется «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается и мне хотелось бы от вас услышать что нового и интересного вы узнали сегодня, как вы научились не только слушать и слышать музыку но и понимать ее и рассказывать о ней.

Дети отвечают.

Воспитатель: Подводя итоги нашего занятия, я хочу, чтобы вы послушали вот такие замечательные стихи о музыке :

И наш концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугой-дугой,

Как будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

Такой могучей, сказочною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасимой,

Как океан, безбрежною она.

Тот каждый день с волнением будем ждать,

Когда мы вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнем опять!

Воспитатель: Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского. Я благодарю всех вас за участие.

Дети уходят под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Публикации по теме:

Наглядные средства музыкального воспитания Одной из важных задач является воспитание музыкальное культуры. Содержание музыкального воспитания, предусматривает воспитание у детей интереса,.

Презентация: «Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки» Цель: научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения. Одной из важных задач всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 12:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД