Лучший педагог года

У нас в гостях мастера народной росписи. Конспект занятия в подготовительной группе

Татьяна Косенко
У нас в гостях мастера народной росписи. Конспект занятия в подготовительной группе

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Обобщить знания детей о народных росписях : хохломской, городецкой, гжельской. Познакомить с жостовской росписью. Учить детей находить отличия росписей. Развивать чувство эстетического восприятия, художественной гармонии, умение объективно оценивать свои работы и работы других детей. Развивать диалоговую речь детей, умение выстраивать диалог со сверстниками, эмоциональную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Публикация «У нас в гостях мастера народной росписи, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах

Выставка детских работ ; предметы быта, расписанные хохломской, городецкой, гжельской и жостовской росписью.

У мастеров : кисти, гуашь,акварель, бумажные заготовки (у мастера из хохломы – ложка, у городецкого мастера – доска, у гжельского – кружка)

Для музыкантов : деревянные ложки, колокольчик.

Дипломы для детей, чьи работы признаны лучшими.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Проведение цикла занятий по народным росписям. Разучивание песни «калинка» и хороводов «калинка» и «во саду ли в огороде», игры на народных инструментах мелодии «калинка».

Ход ЗАНЯТИЯ

В. : Ребята, мы с вами познакомились со многими росписями. Все они зародились у нас, в России. Сегодня к нам в гости приехали мастера из разных уголков нашей страны. Они приехали для того, чтобы посмотреть, чему вы научились и что знаем о народных росписях. Мастера нам будут загадывать загадки, задавать вопросы, а мы должны постараться с вами ответить на них. Иастера превратили наш музыкальный зал в выставочный. Они ждут нас там. И мы с вами сейчас отправимся навыставку.

(Под русскую народную мелодию «Во поле берёзка стояла…» дети,взявшись за руки, «цепочкой» за воспитателем заходят в зал. Мастера сидят за столами, расписывают бумажные заготовки)

В. : Здравствуйте, уважаемые мастера! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Какую великолепную выставку вы приготовили для нас! А какие росписи вы представляете?

Мастер хохломы : Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

В. : Ребята, про какую роспись мастер загадал вам загадку?

Д. : Хохломская роспись.

Мастер городца : Из липы доски сделаны

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Д. : Городецкая роспись.

Мастер гжели : Снежно-белая посуда,

Раскажи-ка : ты откуда?

Видно с севера пришла.

И цветами расцвела :

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Д. : Гжельская роспись.

(Мастер гжели приглашает к своей выставке, другие мастера идут со всеми детьми и тоже отвечают на вопросы. Дети вместе с воспитателем рассматривают стенд.)

В. : А сейчас, ребята, мастер хочет нас о чём-то спросить.

М. Гжели : Где зародилась гжель?

Д. : Гжель зародилась под москвой.

М. : Какие названия есть у этой росписи?

Д. : Холодная, северная, зимняя.

М. : Почему её так называют?

Д. : Гжель имеет такие названия потому, что в этой росписи используются только холодные цвета.

М. : А какие это цвета?

Д. : Синий и все его оттенки.

М. : А как вы получаете оттенки?

Д. : Голубые – путём смешивания синей и белой красок, а тёмно-синие – путём путём смешивания синей и чёрной.

М. : Правильно, молодцы. Я посмотрел ваши работы и больше всего мне понравились три из них. Этим ребятам я хочу вручить дипломы.

(Вручение дипломов. Мастер хохломы приглашает детей к своему стенду.)

М. Холомы : Посмотрите, какие красивые вещи есть у меня! Но ещё здесь есть и ваши работы. Они очень красивые и нарядные.

(Дети рассматривают выставку)

В. : Мастер, ты,наверное хочешь что-нибудь узнать у нас?

М. : Да, хочу. Ребята, вы знаете где зародился этот промысел?

Д. : хохломской промысел зародился в селе Хохломское в Нижегородской губернии.

М. : А в каком селении сей час ведётся этот промысел?

Д. : В селе Новопокровское.

М. : Какие элементы узора вы знаете?

Д. : Травка, завиток, кудрина, ягодка, яблочко, цветок, бутон и т. д.

М. : Хохлому пишут не всеми цветами красок, а какими?

Д. : Красный, зелёный, желтой, серебряной, чёрной, белой.

М. : С одной из красок происходит чудо. Что это за чудо?

Д. : Вначале посуду покрывают серебряной краской, затем олифят и обжигают в печи. А в печи серебро превращается в «золото» .

М. : Какие названия есть у хохломы?

Д. : Ажурная, огненная, золотая.

М. : Больше всех работ, мне понравились работы (называет имена детей). Им я хочу вручить дипломы. (Вручает дипломы)

В. : Уважаемый мастер, ребята хотят хотят пригласить тебя на танец «Калинка» .

(И сполняется танец под сопровождение оркестра народных инструметов)

М. Городца : Проходите, пожалуйста к моему стенду.

(Дети рассматривают выставку)

М. : В каких селениях расписывали городецкие прялки?

Д. : В деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.

М. : Какие сюжеты придумывали мастера?

Д. : Свальбы, гуляния, птицы и т. д.

М. : Какие элементы городецкой росписи вы знаете?

Д. : Бутоны, травка, птицы, лошадка и т. д.

М. : Что такое «оживка»?

Д. : Это элемент росписи, который как бы оивляет цветы, листочки, птиц и т. д., делает их интереснее.

М. : Молодцы! Я посмотрел ваши работы и больше всего мне понравились работы (называет имена детей). Им я хочу вручить дипломы.

(Вручение дипломов)

В. : Ребята, мы с вами знаем хоровод, который по сюжету очень схож с одним из сюжетов городецкой росписи. Что же это за хоровод?

Д. : «Во саду ли в огороде».

(Дети исполняют хоровод «Во саду ли в огороде»)

В. : Ребята, а у меня есть для вас загадка :

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные.

Д. : Это подносы.

В. : Правильно. Это жостовские подносы. И сейчас я вас приглашаю к последнему стенду. Я хочу вас познакомить с удивительной росписью – жостовской. Жостовская роспись зародилась в Московской губернии в деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево. Жостовом расписывают подносы. Эти подносы, сделанные из железа, получили название «жостовские подносы». Поднос – необходимая человеку вещь. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда. Он необходим на столе как подставка под разные предметы и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдоём, чтобы не сервировать стол, или в дороге. А ещё, подносы украшали стены купеческих и мещанских домов, трактиров, чайных.

Роспись – главная в жостовском промысле, но в создании подноса принимают участие многие мастера, в том числе кузнецы, шпатлёвщики, лакировальщики, шлифовальщики, «уборочники». Раньше, вырезанный из железной заготовки, поднос кузнецы выковывали вручную, тонкими молоточками выравнивали поверхность. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе. Формы подносов разнообразны. Есть и круглые, и овальные, и прямоугольные с фигурными краями.

Московские живописцы составляют свои букеты из цветов земли и её плодов. Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро. Опытный мастер, если надо, может расписать за один день 5-10 подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон. Писать быстро очень трудно : нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Жостовская роспись не допускает небрежностей.

Рисуют художники в основном цветы : маки, тюльпаны, астры, пионы, колокольчики, васильки, незабудки, ромашки и др. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками. Но самый любимый элемент мастеров – это роза. Роза – царица цветов, но она и самая хрупкая :

Недолог розы срок : чуть расцвела – увяла!

Знакомство с ветерком едва свела – увяла!

Недели не прошло, как родилась она,

Темницу тесную разорвала – увяла!

Хоть роза и увядает быстро в природе, на подносе она живёт веками. Потому жостовскую роспись называют неувядающей, вечной росписью.

(Мастера рассаживаются за столы, продолжают расписывать изделия)

В. : Вот мы с вами и прошлись по нашей выставке. Вам понравилось?

(ответы детей) Мастера снова сели за работу, не будем им мешать. Давайте поплагодарим их за выставку и попращаемся.

(Под мелодию «Во поле берёзка стояла» дети за воспитателем цепочкой выходят из зала)

Публикации по теме:

Продолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделийПродолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделий Цели и задачи проекта смотрите в блоке "Гипс, музеи, зоопарк". занятие №3 Роспись гипсовых изделий Цель. Закреплять знания детей о гжельской.

Знакомим дошкольников с изделиями народного творчестваЗнакомим дошкольников с изделиями народного творчества Так как я большое внимание в своей работе уделяю знакомству дошкольников с изделиями народного творчества, со временем накапливается необходимый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
У нас в гостях мастера народной росписи. Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 6 марта 2013 в 18:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД