Anastasiya
Участие в инновационной деятельности по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в инновационной деятельности по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ (на примере ежедневного комплекса утренней гимнастики и гимнастики после сна в первой младшей группе МБДОУ №72).
В последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного возраста стало ухудшаться. Об этом свидетельствуют различные показания учреждений системы здравоохранения. Поэтому важным стало качественное изменение как системы здравоохранения, так и системы образования в рамках реализации проектов по применению различных здоровьесберегающих технологий в ДОУ, с целью поддержания, сохранения, преумножения здоровья детей и предотвращения появления у дошкольников различного рода заболеваний. Ведь, именно в раннем возрасте закладывается прочный фундамент здорового организма ребенка и формируется привычка к здоровому образу жизни детей в будущем.
Публикация «Участие в инновационной деятельности по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В нашем МБДОУ № 72 педагогами уже успешно используются целые комплексы технологий по сбережению здоровья детей. Такие как:
1) технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2) технологии обучения здоровому образу жизни;
3) коррекционные технологии.
Данные технологии применялись в течение года и дали положительные результаты. Отсутствие детей в ДОУ по причине болезни сократилось более, чем в 2 раза, а посещаемость выросла до 98%.
Для этого педагогами ежедневно проводились утренние гимнастики с детьми первой младшей группы (технология сохранения и стимулирования здоровья, гимнастика после сна (технологии обучения здоровому образу жизни, плюс ко всему, применялась технология музыкального воздействия (коррекционные технологии).
Предлагаю рассмотреть один из примеров комплекса утренних игр и упражнений общеразвивающего назначения.
1. «Дружные ребята»
1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопнуть перед лицом 8 раз под слова педагога:
Папа, мама, брат и я вместе — дружная семья!
Отвести руки за спину. Повторить 3 раза.
2. Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вправо, затем влево. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
3. Папа большой, а я — маленький. Пусть я маленький, зато — удаленький.
И. п. : ноги слега расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.
4. Прыгаем мы дружно, это очень нужно! Кто же прыгнет выше — Маша или Миша?
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 6—8 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5—6 сек). Повторить 2 раза.
5. Носом воздух мы вдыхаем, Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, нам не нужно к докторам!
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза.
2. Подвижная игра «Машины, в гараж!».
Обозначаются две линии длиной 4—5 м. Линии располагаются напротив друг друга, расстояние между ними 3,5— 4 м. Обозначить линии можно цветными шнурами или скакалками (летом на улице - мелом на асфальте или чертами на земле).
Дети встают за первую линию так, чтобы не мешать друг другу, педагог переходит на противоположную сторону площадки и встает за вторую линию лицом к детям. Педагог исполняет роль инспектора ГИБДД. Педагог говорит детям: Машинки утром проснулись (потираем глазки, вверх потянулись (тянемся руками вверх, вниз наклонились (наклон вниз с руками, вправо, влево наклонились (поочередные наклоны вправо и влево, руль достали (имитируем руль, светофор зажегся: красный-стой, желтый-приготовься, зеленый – двигайся (дети повторяют, «Машинки, поехали в гараж!». Дети бегут, каждый в свой гаражный отсек. Когда все дети соберутся за линией, педагог переходит снова на другую сторону площадки, и игра повторяется.
В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении одновременно всей группой.
Примечание. Перед началом игры педагог напоминает, что бежать нужно аккуратно, не толкая и не задевая остальных, и только после слов «Машинки, поехали в гараж!».
Гимнастика, массаж и самомассаж после дневного сна также необходимы для полноценного развития организма ребенка, профилактики различных заболеваний и укрепления иммунитета дошкольника. Но важно помнить, что нельзя резко переходить от состояния сна к состоянию бодрствования, так как это может негативно сказаться на состоянии детей. Поэтому организм детей необходимо сначала пробудить. Что бы пробудить организм, в нервной системе ребенка должны начаться процессы, возбудить которые помогут, например :
1. звуковые сигналы (музыка);
2. зрительные сигналы (яркий свет, особенно солнечный);
3. импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
То есть, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света - открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
1. устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
1. увеличить тонус нервной системы;
2. усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
2. Виды гимнастики после дневного сна.
Существует 4 вида гимнастики после дневного сна:
1. Разминка в постели и самомассаж;
2. Гимнастика игрового характера;
3. Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
4. Пробежки по массажным дорожкам.
В нашем МБДОУ №72 практикуется, например, разминка в постели и самомассаж, пробежки по массажным дорожкам и гимнастика игрового характера. Рассмотрим примеры.
РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОМАССАЖ
Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—6 ОРУ. После выполнения упражнения в постели дети по указанию встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, скрестным, гимнастическим шагом, по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, температура воздуха 19—17°С. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические и другие движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.
ПРОБЕЖКИ ПО МАССАЖНЫМ ДОРОЖКАМ
Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.).
Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение
2—3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.
ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА
Состоит из 3—6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы (обычно мы изображаем цветок, который вначале был зернышком в земле, затем под лучами солнца он стал прорастать и появлялся стебелек, а затем уже вырос и распустился цветок.)
Методика проведения и основы руководства гимнастикой после сна.
Длительность гимнастики после дневного сна в первой младшей группе составляет 7 минут.
Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.
МБДОУ № 72 применение технологий сбережения здоровья детей принесли хорошие результаты, надеюсь, мои примеры помогут и вам, коллеги. Удачи!