Ирина Викторовна Герасимова
Учебно-методическое пособие «Отработка навыков устного счёта в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическое пособие
«Отработка навыков устного счёта в пределах 10»
Устный счет развивает сообразительность и внимание учащихся, воспитывает математическую находчивость и укрепляет память.
Публикация «Учебно-методическое пособие „Отработка навыков устного счёта в пределах 10“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
"Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти принося более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет. (К. Ушинский)
Многие первоклассники, приходя в школу, умеют считать до 100, пересчитывать предметы,но навыка быстрого устного счёта в пределах 10, 20 — не имеют. Это основная задача учителя начальных классов на первых этапах обучения математики. Многим детям легко даётся прием пересчитывания предметов, счёт на пальцах, но при этом возникает сложность в сложении и вычитании в уме. Вопрос: как научить?
Читая журнал «Начальная школа», я обратила внимание на сказку З. И. Огурцовой «Как числа нашли свои домики» :
Жили - были числа от 0 до 10. Они жили дружно: играли, веселились, но своего
домика у них не было. Как-то раз они попытались поселиться на деревянной линейке, в тетради школьника и на обложке учебника. Но там им было скучно, одиноко, а главное – холодно и неуютно. Однажды их заметило солнышко и сказало:
– Приходите жить ко мне! У меня всем хватит места!
Оно протянуло свой луч до земли, и числа охотно заняли свои домики по порядку. До сих пор они там отлично поживают и даже с удовольствием помогают первоклашкам считать.
Сказка мне очень понравилась. Я нарисовала на доске большое солнышко, прочитала ученикам сказку. Мы выбрали самый длинный лучик, «построили» домики и заселили числа. Вот и появился числовой луч. Числа стали ходить друг к другу в гости. Сначала навестили соседей (+, - 1, затем — пошли дальше (+, - 2) и т. д. Потом солнышко с лучиком скрылось за тучку. Ученикам пришлось считать в уме. Для отработки навыка стала включать в устный счёт цепочки примеров (постепенно усложняя их).
К концу первого полугодия 1-го класса всё получилось! Дети свободно считали в уме в пределах 10. Аналогично провела работу со счётом в пределах 20 : сначала считали по лучу, затем — в уме.
Предлагаю Вашему вниманию карточки для отработки навыка устного счёта в пределах 10 (+,- 1,2). Отрабатываем сначала с лучом, а затем — без него.
Карточка №1
1+1+1=
2+1+1=
3+1+1=
2-1+1=
3-1+1=
2+1-1=
3-1+1=
3-1-1=
4+1+1=
4+1-1=
4-1+1=
4-1-1=
5+1+1=
5+1-1=
5-1+1=
5-1-1=
Карточка №2
1+1+1-1=
2-1+1-1=
3+1-1-1=
3+1+1-1=
4-1+1-1=
4+1-1+1=
4+1-1-1=
5-1+1-1=
5+1-1-1=
5-1-1+1=
Карточка №3
2-1+1-1+1=
2+1-1-1+1=
3-1-1+1-1=
3+1-1-1+1=
4-1-1+1-1=
4+1-1-1-1=
4-1+1+1+1=
5-1+1-1-1=
5+1-1+1+1=
5-1+1+1-1=
Карточка №4
2+1+1-1+1-1=
2-1-1+1+1-1=
3+1+1+1-1+1=
3-1+1+1-1-1=
4-1-1+1-1-1=
4+1+1+1-1-1=
4+1+1-1+1-1=
5+1+1+1+1-1=
5-1-1-1-1+1=
5-1+1-1-1+1=
Карточка №5
6+1+1=
6+1-1=
6-1+1=
6-1-1=
7+1+1=
7+1-1=
7-1+1=
7-1-1=
8+1+1=
8+1-1=
8-1-1=
8-1+1=
9+1-1=
9-1+1=
9-1-1=
Карточка №6
6+1-1-1=
6-1-1+1=
7+1+1-1=
7-1-1-1=
8+1+1-1=
8+1-1-1=
8-1-1+1=
9+1-1-1=
9-1-1+1=
9-1-1-1=
Карточка №7
6-1-1+1-1=
6+1+1+1-1=
7-1-1-1+1=
7+1-1+1-1=
8-1-1+1-1=
8-1+1+1+1=
8+1-1+1-1=
9+1-1+1-1=
9-1+1+1-1=
9+1-1-1+1=
Карточка №8
6+1+1+1-1-1=
6-1+1-1-1+1=
7+1-1-1-1+1=
7-1+1+1+1-1=
8+1+1-1-1+1=
8-1-1+1-1+1=
8+1-1+1+1-1=
9+1-1-1-1+1=
9+1-1+1-1-1=
9-1-1-1+1+1=
Карточка №9
1+2+2=
2+1-2=
3+1+2=
3-2+1=
4-2+2=
4+1-1=
4-1+2=
5-2-2=
5+2+1=
5-2+1=
Карточка №10
6-2-2=
6+1-2=
7+2-1=
7-2-2=
8+2-1=
8-2+1=
8+1-2=
9-2+1=
9+1-2=
9-1-2=
Карточка №11
2+2-1+2=
2-2+1+2=
3-2+1+2=
3+1-2-1=
4+1+2-1=
4+2+1-2=
4-2+1+1=
5-2+1-2=
5+2-1+2=
5+2-1-1=
Карточка №12
6-2+1-2=
6+2+1-2=
7+2-2-1=
7-2+1-2=
8+2-1-2=
8+1-2-2=
8+1+1-2=
9+1-2-2=
9-2+1-2=
9-1-2-2=
Карточка №13
2+2+2-1+2=
2-1+2+1-2=
3-2+1+2-1=
3+2-1-2+1=
4-2-2+1+2=
4+2-1-1+2=
4-2+1-2-1=
5+2+2-1-1=
5-2+1+1-2=
5-2-1-1+2=
Карточка №14
6+2-1-2+1=
6-2-2+1+1=
7+2-1-1+2=
7-2-2+1+1=
8-2-2+1+1=
8+2-1-1-2=
8-2+2+1-2=
9-2+1-1+2=
9+1-2-2+1=
9-2+1-1+2=
Карточка №15
2+2+2-1-1+2=
2+2-1+2-1-1=
3+2+2-1-2+1=
3-2+1+2-1+2=
4-2-1+2+2-1=
4-1+2+1-2-1=
4+2+1-2-1-2=
5+2-1-2+1-2=
5-2+1+1+1+2=
5+2+2-1+2-1=
Карточка №16
6+2+2-1-2-1=
6-2+1+1+2-1=
7+2+1-2-2-2=
7-2-2+1+1-1=
8+2-1-1-2+1=
8-2-2+1+2+1=
8+2-2-1-2+2=
9+1-2-2+1+2=
9-2-1+2-1+2=
9-1+2-1-2-2=