МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению детей игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе

Галина Селезнева
Конспект НОД по обучению детей игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе.

Цель: Повышать интерес дошкольников к занятиям музыкой. Развивать ритмический, тембровый и ладовый слух. Развивать внимание, воображение детей; волю к преодолению трудностей. Развивать способности детей к объединению различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования.

Публикация «Конспект НОД по обучению детей игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе» размещена в разделах

Методы обучения: Наглядный (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный). Словесный (поэтические дополнения, образная речь, применение сказочного сюжета в обучении детей музыкальной грамоте). Практический.

Оформление зала: Выставка портретов музыкантов, иллюстраций с изображением детей и взрослых, играющих на музыкальных инструментах. Выставка «взрослых» музыкальных инструментов.

Предварительная работа.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, приветствуют присутствующих и проходят на заранее приготовленные стульчики.

Музыкальный руководитель. Музыка! Музыка! Что это такое? Может быть, музыка – небо голубое! Может быть, это – утренняя зорька? А может быть, музыка – звуки, да и только! Е. Тарлапан

Да, музыка – это прежде всего звуки. Мы знаем, что музыкальные звуки бывают двух видов. Какие же это звуки? (Дети отвечают: мелодические и шумовые). Правильно! В нашей деятельности мы будем применять и те, и другие звуки. Сегодня наше с вами общение полностью будет посвящено музыкальным инструментам и игре на них. А кто же будет играть? Конечно же, вы! А кто же вам будет помогать? Конечно же, я! А помогать я вам буду своей игрой на фортепиано. А, кстати, наверное, не все знают, что фортепиано является струнно-ударным музыкальным инструментом (музыкальный руководитель открывает крышку пианино, просит детей подойти и посмотреть, как молоточки ударяют по струнам). Вот так образуется звук у пианино.

У пианино много клавиш! Ты их все звучать заставишь. В крайних слева бас гудит, Словно он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, Будто птичий голосок. В средних клавишах как раз Тот же голос, что у нас. Н. Кончаловская

Ребята, а сейчас я приглашаю вас рассмотреть музыкальные инструменты. Это «взрослые» музыкальные инструменты, это детские. Обратите внимание, какие они красивые. Чтобы они получились такими, над ними трудилось очень много людей: конструктор, художник, лесоруб, сталевар и еще много людей разных специальностей. Кроме того, это не просто красивая вещь, а музыкальный инструмент: у него есть свой голос и язык, и вам предстоит научиться понимать его и «беседовать» с ним на его языке, то есть играть на нем, поэтому относиться к нему (и к другим инструментам) нужно бережно.

Сейчас мы повторим, какие мы знаем инструменты. А сделаем это с помощью музыкально – дидактической игры «Угадай, на чем играю?» (Музыкальный руководитель за маленькой ширмой играет на детских музыкальных инструментах, дети называют услышанный инструмент и говорят какой он, шумовой или мелодический. Музыкальный руководитель сравнивает звучание инструментов со звуками в природе или с другими инструментами. О некоторых дает сведения из истории создания).

Оркестровый треугольник. Звук похож на металлические удары колокола.

У металла гулкий звук, Не похож совсем на стук – Он бывает и трубящий, И призывный, и бренчащий.

Действительно, слышно тревожное звучание. Можно с треугольником инсценировать стихотворение С. Маршака «Кошкин дом». Давайте вместе скажем: «Дин-дон, дин-дон, загорелся кошкин дом». Здесь без треугольника не обойтись. А если ударная палочка потоньше, звук похож на капли дождя.

Барабан. Напоминает раскаты грома.

Металлофон. Это мелодический музыкальный инструмент.

Кастаньеты. Можно сравнить с цоканьем копыт. Скачут лошадки. Это деревянный музыкальный инструмент.

Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой, Теплый и трескучий, Тихий и гремучий.

Трещетка. Этот инструмент напоминает звучание кастаньет. Известен он как русский национальный инструмент.

Дудочка. Мелодический деревянный духовой инструмент.

Бубен. Постучи-ка, Лена, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей, Посильнее в бубен бей. Ай да Лена! Как играет! Как по бубну ударяет! Веселее поиграй, Вове бубен передай! Н. Френкель.

Проводится музыкальная игра «Передай бубен» (Музыкальный руководитель простукивает какой-либо ритм, дети по очереди повторяют его, воспроизводя на бубне, остальные дети прохлопывают его в ладоши).

Румба. Напоминает встряхивание бубна.

Ксилофон. Деревянный ударный мелодический инструмент.

Ложки. Это своеобразный русский инструмент. Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари».

При царе да при Горохе Озорные скоморохи По дороге в балаган Потеряли барабан, Бубен потеряли. В ложки ударяли. Ой, жги – говори, Заиграли ложкари!

В синем море – океане Кит улегся на диване, Только ложки услыхал – Плавниками замахал. Под китом – плясуном Ходит море ходуном!

Возле печки паучиха Пляшет важно, как купчиха, И сверчки – весельчаки Отбивают каблучки - С каблучка на носок А потом еще разок.

Пляшет эхо, Пляшет тень, Пляшут все, кому не лень. Ой, жги – говори, Заиграли ложкари! П. Синявский

Это стихотворение говорит о веселости русских ложек.

А сейчас пора немножко Спеть, друзья, о русских ложках.

Исполняется индивидуальная песня «Ложкари» музыка Двоскина - в припеве солист играет на ложках.

Музыкальный руководитель.

А сейчас пора немножко Поиграть нам всем на ложках.

Берем все ложки. И внимательно слушаем, кого я позову.

Ритмическая игра «Отзовись, кого зову»:

Ма – ша, Ле – на, Во – ва, Же – ня! (Названные дети вслед за музыкальным руководителем прохлопывают на ложках свои имена)

Исполняйте мой каприз, Я зову: «Илья! Денис!

Серёжа, Наташа, Марина! Алена, София, Кристина!»

А сейчас возьмите ложки в правую руку, будем играть приемом «мячики». (Музыкальный руководитель предлагает несложный ритмический рисунок, а все дети повторяют его игрой на ложках).

Музыкальный руководитель. Сегодня мы познакомимся с новым для вас музыкальным инструментом, который называется маракасы. Маракасы – один из древнейших ударно – шумовых инструментов. На родине, в латинской Америке, их изготовляли из высушенных плодов тыквы или плели из прутьев в форме небольшого шара с ручкой и наполняли мелкими камешками. У нас их делают из дерева и наполняют камешками или дробью. Детские погремушки являются как бы маленькими маракасами. Играют на них встряхивая ими. Непрерывное встряхивание напоминает шум ветра.

А сейчас мы продолжим знакомство со сказкой, которую я начала рассказывать вам на прошлых наших встречах.

Мы уже знаем, что музыкальные звуки бывают низкие, средние и высокие, а живут они в музыкальной стране, которая называется Нотный стан, на пяти улицах – линейках. Вначале звуки спорили между собой, кому и где жить, но вот появился добрый волшебник – Скрипичный ключ и при помощи тактовой волшебной палочки поселил звуки в отдельные дома – ноты. Домик - нота круглый, потому что сам звук тоже круглый. А потом добрый волшебник расставил все домики – нотки на свои места на улицах – линейках и каждой нотке дал название: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Давайте пропоем их (дети пропевают звукоряд). Волшебник Скрипичный ключ следит за порядком, чтобы каждая нотка жила в своем домике. Сегодня Скрипичный ключ познакомит вас с ноткой «соль», ее домик на второй линеечке. Послушайте песенку нотки «соль». (Музыкальный руководитель поет песенку на звуке «соль»: «Я - «соль», нотка «соль», в этом домике живу, звонко песенку пою.»). Понравилась, ребята, вам песенка нотки «соль»? Давай те споем ее вместе (дети повторяют попевку). А сейчас возьмите нотку и посадите ее в домик на вторую линеечку. Давайте споем песенку нотки «соль» еще раз. А теперь попробуем сыграть эту песенку на металлофонах (играют). Все нотки живут очень весело и дружат между собой, они дружат со стихами и однажды спели такую песенку:

Семь подружек голосистых, Семь звоночков серебристых Дружно, весело живут, Звонко песенки поют.

Домик наш открыт всем детям, Заходите – мы вас встретим! Тайны музыки расскажем, В мир волшебный путь покажем.

Если будете стараться И усердно заниматься, То терпение и труд Вас к успеху приведут.

Нотки – подружки очень любят сочинять разные мелодии, поэтому на стихи, которые вы знаете, они помогут вам сочинить веселую или грустную мелодию, ту, какую вы захотите. Если вы по настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко – накрепко и тогда вы откроете неведомый вам мир музыкальных звуков, научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе. Поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего лишь семь ваших знакомых ноток – подружек; и что именно они делают окружающий вас мир еще более прекрасным и добрым!

А с нотки «соль» начинается песенка, которую мы начали с вами учить ранее. Теперь давайте попробуем сыграть ее на металлофонах. (Затем к игре металлофонов во второй половине куплета присоединяются ложки и ксилофоны. Музыкальный руководитель следит за правильным извлечением звуков на инструментах. Затем повторяют знакомые попевки).

Ну, довольно играть, Еще надо поплясать. Ложки все с собой возьмем, С ними танец мы начнем!

Круговой танец с ложками (С. Бублей «Детский оркестр» Ленинград «Музыка» 1989)

Музыкальный руководитель говорит о том, что на сегодня это приятное общение с музыкальными инструментами заканчивается. Прохлопывая ритмический рисунок, дети прощаются с музыкальным руководителем и выходят из зала.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Один лишний». Из четырёх инструментов нужно выбрать лишний, не отвечающий признакам оставшихся.Интерактивная игра «Один лишний». Из четырёх инструментов нужно выбрать лишний, не отвечающий признакам оставшихся. нтерактивная игра "Один лишний" поможет ребёнку закрепить классификацию музыкальных инструментов и их названия в игровой форме. В игре.

Отчёт о проведении РМООтчёт о проведении РМО 10 апреля в нашем детском саду прошло районное методическое объединение музыкальных руководителей на тему «Использование детских музыкальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению детей игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе
Опубликовано: 9 октября 2014 в 21:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД