Марина Юрьевна Коннова
Учитесь общаться
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26», педагог-психолог Марина Юрьевна Коннова
Консультация для педагогов «Учитесь общаться»
А. Н. Острогорский: |
«Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидатъ их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя». |
Публикация «Учитесь общаться» размещена в разделах
I.Развитие умений устанавливать контакт (обращение по имени, улыбка, зрительный контакт, комплимент).
Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, так как основное отношение к нему закладывается в первые 15 секунд. В этом вам помогут обращение по имени к собеседнику, улыбка, комплимент, приветливый взгляд.
Д. Карнеги: |
«Помните, что имя человека—это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» |
Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться. Не забывайте:
—искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;
—очаровательная улыбка женщины лучше французской косметики;
—улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает.
Устанавливая контакт с партнером, помните о комплименте. Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник.
Для того чтобы сделать комплимент комплиментом, придерживайтесь следующих правил:
—комплимент должен отражать только позитивные качества человека;
—следует избегать двойного смысла;
—отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение;
—комплимент должен констатировать наличие данной характеристики у человека, а не содержать рекомендации по ее улучшению («Тебе следует быть внимательнее»);
—хвалите у человека то, что дорого ему (новая машина, любимая собака).
Устанавливая контакт, старайтесь смотреть в глаза партнеру.
Задание. Устанавливая контакт с собеседником, попробуйте отводить свой взгляд в сторону. Что изменилось при этом? Что вы почувствовали? Какая реакция у вашего собеседника?
Понаблюдайте за собой, раздражает ли вас следующее: если в процессе разговора партнер касается вашей руки; когда у собеседника на лице темные очки; когда партнер постоянно отводит взгляд.
II.Развитие умения слушать
Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать другого только после того, как выслушают их.
В общении постарайтесь использовать следующие приемы эффективного слушания (И. Атватер):
—дайте собеседнику время высказаться;
—слушайте собеседника очень внимательно, впитывайте все, как губка, при этом поддерживайте его высказывания словами «да» или «нет»;
—старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника;
-обращайтесь к собеседнику за уточнением;
—старайтесь повторить мысль собеседника, но при этом выскажите ее своими словами;
—избегайте поспешных выводов;
—не отвлекайтесь, следите за главной мыслью разговора;
—стремитесь отразить своей речью чувства собеседника.
Задание. Понаблюдайте за собой, как часто вы делаете вид, что слушаете партнера, а на самом деле думаете о своих проблемах; как часто (на работе, в семье) вы не выслушиваете собеседника, перебиваете его.
III.Развитие невербальных умений.
Успех любого контакта в значительной мере зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы, жесты и мимику собеседника.
В. Шекспир: |
«Весь мир — театр, а люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль» |
Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которую контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на ваши слова.
Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда вам нужно точно понять состояние партнера по общению, лучше смотреть именно на них.
Задание.
1. Усвойте перед зеркалом основные особенности своей мимики: восторг, удивление. Проведите активную гимнастику (напрягайте и расслабляйте мышцы лица).
2. Включите телевизор и выключите звук. Попытайтесь по позам, жестам, мимике определить эмоциональный настрой людей.
3. Когда вы находитесь в транспорте, то попытайтесь проанализировать двух общающихся. По жестам и мимике определите, кто из собеседников лидирует в разговоре, в каком настроении каждый из них.
4. Проследите за собой.
В какой мере вы используете жесты в процессе общения? Не преследуют ли вас жесты-паразиты?
Не злоупотребляете ли вы одной и той же группой жестов?
IV. Развитие умения вести себя при общении в соответствии с нормами этикета (размещение собеседников лицом друг к другу, соблюдение дистанции).
Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.
Задание: вспомните, есть ли у вас привычка разговаривать с супругой (ом, располагаясь при этом в разных комнатах? Как вы считаете, сказывается ли такое общение на эффективности взаимопонимания?
Каждый человек выбирает определенную дистанцию в общении с собеседником. Выбор ее зависит от взаимоотношений между людьми и от индивидуальных особенностей человека.
Эти расстояния могут несколько меняться в зависимости от возраста и пола собеседников:
—ближе к партнеру стремятся находиться дети, старики, женщины (независимо от пола собеседников, а также уравновешенные и уверенные в себе люди;
—отдаленное расстояние предпочитают подростки, люди средних лет; беспокойные, нервные люди.
V.Развитие речевых умений (употребление речевых этикетных формул приветствия, прощания, благодарности; неупотребление неэтичных выражений)
Стремитесь, чтобы в вашей семье это стало привычкой:
—утром приветствуйте друг друга в присутствии вашего ребенка;
—благодарите друг друга за оказанную услугу;
—при расставании друг с другом помимо слов прощания говорите пожелания;
—старайтесь произносить этикетные формулы в доброжелательной форме.
Задание: представьте, что вас незаслуженно оскорбили в транспорте, в семье. Попытайтесь сдержать свой гнев и отрицательные эмоции. Попробуйте ответить на это негативное высказывание в доброжелательной форме.
VI.Развитие умения воспринимать и понимать партнера (первое впечатление о собеседнике и «подстройка» к нему в процессе общения).
Немаловажную роль в общении играет сложившееся первое впечатление. При формировании его многие люди допускают ошибки следующего плана:
—если они имеют дело с человеком, который их в чем-то превосходит, то оценивают его более положительно, чем это следовало бы, а если они по каким-то параметрам превосходят собеседника, то его уже недооценивают (фактор превосходства);
—если человек внешне привлекателен, то он кажется лучше и в других отношениях; если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются;
—те люди, которые относятся к другим хорошо, кажутся значительно лучше, чем те, которые относятся к партнерам плохо.
Задание: понаблюдайте за собой, каким образом складывается у вас первое впечатление о человеке.
Для достижения успеха в общении вам необходимо осуществлять главный его принцип — «подстройка» к собеседнику. Для его реализации важно учитывать особенности восприятия мира собеседником. Так, одни люди воспринимают окружающий мир в большей мере через зрительные образы (по визуальному каналу, другие — через ощущения своего тела: удобство позы, мягкость или жесткость, тепло-холод и т. п. (по кинестетическому каналу, третьи — через звуковые, слуховые образы (по аудиальному каналу). Движение глаз собеседника поможет вам определить, какой канал восприятия мира для него характерен и, соответственно, «подстроиться» к нему.
Задание.
1. Общаясь с собеседником (коллегой по работе, другом, родственником) задайте ему следующие вопросы:
—Какого цвета пальто носила ваша мать в прошлом году?-
ваш партнер будет смотреть либо прямо вперед, либо вверх
и вверх вправо (для вас). Этот вопрос требует воспоминания зрительного образа.
—Знаете ли вы, как выглядите сейчас со стороны? — взгляд собеседника устремится вверх и влево. Этот вопрос требует придумывания нового зрительного образа.
—Вы можете вспомнить мелодию вашей любимой песни? —
взгляд будет направлен вправо и вправо вниз. Вопрос направлен на припоминание звукового образа.
—Что вы чувствуете, когда летом, в жару вы заходите в прохладное помещение? — взгляд устремится вниз и влево вниз. Вопрос требует воссоздания ощущений тела, т. е. кинестетического образа.
VII.Развитие умения вести себя в конфликтной ситуации.
Конфликт — это становление противоположных интересов, взглядов; спор, грозящий усложнениями. Жизнь без конфликтов невозможна, поэтому необходимо научиться предвидеть их или извлекать из них опыт. Существуют следующие факторы, которые способствуют возникновению конфликтов: неверная, избыточная информация; отсутствие самоконтроля у собеседников; низкая культура.
Так как конфликт в семье отрицательно сказывается на психике ребенка, то запомните следующие заповеди (В. А. Кан-Калик):
1)ребенок не должен видеть родителей ссорящимися;
2)не затягивайте ваши ссоры, ибо это создает в семье длительный эмоциональный дискомфорт для детей;
3)если ссора вспыхнула, ни в коем случае не втягивайте в нее ребенка в качестве свидетеля;
4)под «горячую руку» не формируйте у ребенка плохое представление друг о друге, например: «Вот полюбуйся, Володя, какой у тебя отец»;
5)умейте вовремя поставить точку и овладеть собой в процессе ссоры; помните: если даже вы остынете и помиритесь, то ребенок еще долго будет переживать.
Для того чтобы избежать негативного влияния конфликтов, И. Плотниекс предлагает придерживаться некоторых практических советов:
—подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликта;
—прежде чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить ее положительно;
—обмен мнениями, спор на конфликтную тему должны происходить в условиях доброжелательности;
—внимательно выслушайте и постарайтесь понять партнера;
—в споре не произносите часто слова «я» и «мне»;
—ваш оппонент чаще будет уступать, если вы сами в споре покажете ему в этом пример.
VIII.Развивайте умения, которые помогут вам снять напряжение.
Задание: постарайтесь в конце своего рабочего дня или когда вы сильно утомлены, выполнить следующие упражнения (Н. В. Самоукина).