Анна Жлобич
Учитывая темперамент
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая темперамент
“У нас трое детей. Старший — жизнерадостный, спокойный мальчик. Двое младших — близнецы, учатся. Один — тихий, робкий и такой послушный. Зато другой — забияка, каких и свет не видел.» Как же это понять? Говорят, что все зависит от воспитания. Плохих, мол, детей не бывает — бывают плохие воспитатели. Но в данном случае дети живут в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково воспитываются. А в итоге такие разные. Поневоле начинаешь думать, что это у них «в крови». В самом деле, нельзя не задуматься, наблюдая детей из одной семьи с поразительно несхожими, даже противоположными характерами, поведением. Что же является решающим: воспитание или то, что у них «в крови». Действительно, такие прирожденные особенности существуют. Недооценка этих особенностей как раз и является причиной «одинакового» подхода к детям. Они связаны с нейронной организацией мозга, с физиологическими особенностями деятельности нервной и гуморальной систем. Этим обусловливаются и различные условия для формирования психики при воспитании и обучении детей. Представим себе неопытного цветовода, который, желая вырастить лучшие сорта цветов, обильно подкармливает, поливает и всячески ухаживает одинаково за всеми растениями. Каково же будет его разочарование и удивление, когда он не получит желаемого результата! Так на своем горьком опыте, он поймет, что одни растения любят обильную влагу, другие предпочитают жить на «умеренном пайке», третьи прячутся в тени и признают только вечернее солнце, а четвертые не терпят одиночества и хорошо растут только бок о бок с сородичами. Нечто подобное происходит и с некоторыми родителями, которые считают, что ко всем детям можно подходить с одинаковой меркой, воспитывая их по какому-то однажды выработанному образцу. Ребенок приходит в мир наделенный такими чертами строения организма и жизнедеятельности, которые свойственны всем людям и которые передаются из поколения в поколение. Это естественно, так как в деятельности внутренних органов и систем зафиксированы результаты эволюционного процесса, жизненно важные для потомства. Наряду с этим природа стремится к разнообразию и щедро расточает краски, чтобы создавать оригинальные, редко повторяющиеся образцы. Возьмите, например, черты лица, особенности фигуры, тембр голоса. Все это врожденные особенности, которые отличают одного ребенка от другого, очерчивают его конституциональную индивидуальность. Еще более важными являются особенности мозга ребенка. : особенности его нервной деятельности. Срочная и математически точная обработка поступающей информации позволяет мозгу управлять поведением человека. И хотя функции мозга у всех людей одинаковы, но протекают по-разному. Изучение этих особенностей — соотношение возбудительных и тормозных процессов, быстроты их течение их силы — позволило выделить четыре основных типа нервной деятельности, четыре темперамента, которые присущи людям от рождения Впоследствии под влиянием окружающей среды темпераменты могут видоизменяться, но в раннем детстве они отчетливо проявляются в поведении ребенка и должны учитываться родителями и воспитателями. Вспоминается один разговор с отцом, сын которого сбежал из дому. Игорь рос бодрым, резвым ребенком. Отец в строгости хотел воспитать своего ребенка. Но мальчик начал обнаруживать настойчивость. Невозможно,например, запретить ему бегать по комнате. Получая шлепок,успокаивался на мгновение,а затем находил для себя какое-то новое увлечение. У малыша отбирали обувь и усаживали в кровать. Это не обескураживало его, кувыркался на постели, разбрасывая подушки. Единственное, что не мог перенести — стояние в углу.
Публикация «Учитывая темперамент» размещена в разделах
Отцу казалось, что он нашел действенное средство наказания, и прибегал к нему всякий раз.
Система запретов сохранилась и тогда, когда мальчик стал подростком. В качестве наказания ему запрещалось ходить с товарищами в лес, на речку, в кино. А однажды, когда Игорь собирался с товарищами в двухдневный поход, отец запер его в квартире. Игорь спустился с четвертого этажа по трубе и уехал из города. Он бежал из дому, бежал, движимый темпераментом и неиссякаемой фантазией.
Судя по рассказу, мальчик обладал сильно возбудимым типом нервной деятельности (холерический темперамент). Дети с таким темпераментом обычно боевые, быстро и легко возбуждающиеся. Они очень подвижны и эмоциональны, им трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. И когда активность таких детей стараются сдержать постоянными запретами, возникают противоречия между естественными потребностями малыша, обусловленными особенностями его нервной системы, и представлениями родителей о том, как должен вести себя «хороший» ребенок. Детям с таким темпераментом особенно необходимы значительные физические нагрузки (если этому не препятствует слабое здоровье, подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою недюжинную энергию и тем самым становиться более уравновешенными и спокойными. Такие дети без особой психической травмы переносят словесные наказания. Но лишение свободы переживают очень сильно.
Дети с сильным уравновешенным типом (сангвинистический темперамент) менее подвижны. Но, как правило жизнерадостны, энергичны,усидчивы,легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов переносят наказания.
Еще более спокойны дети,у которых преобладает сдержанная внешняя заторможенность поведения. (флегматический темперамент)
Они усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны; легко распознаются в среде детей своим спокойствием, основательностью. Таких детей иногда приходится побуждать к активности, развивать у них интерес к занятиям. Но зато привычки, которые вырабатываются у таких детей, приобретают в исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому их режим, привычки, должны быть основательно продуманы родителями. Перевоспитание детей с флегматическим темпераментом — трудное занятие для родителей и ребят. Очень полезны таким детям физические
упражнения, так как ими возмещается недостаточная природная подвижность.
Дети со слабым типом нервной деятельности (меланхолический темперамент) нуждаются в особо вдумчивом и осторожном отношении. Повышенная возбудимость, раздражительность, иногда плаксивость, высокая чувствительность еще более усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов. Дети этого типа часто инертны, отличаются робостью, стеснительностью, неспособностью выдерживать нервные напряжения. Их надо больше включать в коллективные детские игры, поощрять малейшую попытку проявить инициативу, самостоятельность. Гимнастические занятия, водные процедуры необходимы таким детям как закаливающее, оздоровительное средство, укрепляющее нервную систему.
Разумеется, такую же роль выполняют физические упражнения и в отношении детей, обладающих другими темпераментами, но дети слабого типа труднее усваивают точный распорядок жизни, стараются избегать обязанностей, которые кажутся им обременительными. Правильный подход и продуманные меры воспитания дают в этих случаях положительные результаты. Учитывать особенности нервной системы ребенка и находить наилучшие варианты воспитательных приемов — дело сложное, требующее сердечной чуткости и размышлений. Но задача воспитания оправдывает любые усилия.