Лучший педагог года

Учитывая темперамент

Анна Жлобич
Учитывая темперамент

Учитывая темперамент

“У нас трое детей. Старший — жизнерадостный, спокойный маль­чик. Двое младших — близнецы, учатся. Один — тихий, робкий и такой послушный. Зато другой — забияка, каких и свет не видел.» Как же это понять? Говорят, что все зави­сит от воспитания. Плохих, мол, де­тей не бывает — бывают плохие воспитатели. Но в данном случае дети живут в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково воспиты­ваются. А в итоге такие разные. Поневоле начинаешь думать, что это у них «в крови». В самом деле, нельзя не заду­маться, наблюдая детей из одной семьи с поразительно несхожими, даже противоположными характе­рами, поведением. Что же является решающим: воспитание или то, что у них «в крови». Действи­тельно, такие прирожденные осо­бенности существуют. Недооценка этих особенностей как раз и являет­ся причиной «одинакового» подхода к детям. Они связаны с нейронной организацией мозга, с физиологи­ческими особенностями деятельно­сти нервной и гуморальной систем. Этим обусловливаются и различные условия для формирования психики при воспитании и обучении детей. Представим себе неопытного цветовода, который, желая вырас­тить лучшие сорта цветов, обильно подкармливает, поливает и всячески ухаживает одинаково за всеми растениями. Каково же будет его разочарование и удивление, когда он не получит желаемого резуль­тата! Так на своем горьком опыте, он поймет, что одни растения любят обильную влагу, другие предпочи­тают жить на «умеренном пайке», третьи прячутся в тени и признают только вечернее солнце, а четвер­тые не терпят одиночества и хорошо растут только бок о бок с сороди­чами. Нечто подобное происходит и с некоторыми родителями, которые считают, что ко всем детям можно подходить с одинаковой меркой, воспитывая их по какому-то однаж­ды выработанному образцу. Ребенок приходит в мир наде­ленный такими чертами строения организма и жизнедеятельности, которые свойственны всем людям и которые передаются из поколе­ния в поколение. Это естественно, так как в деятельности внутренних органов и систем зафиксированы результаты эволюционного процес­са, жизненно важные для потом­ства. Наряду с этим природа стремит­ся к разнообразию и щедро расто­чает краски, чтобы создавать ори­гинальные, редко повторяющиеся образцы. Возьмите, например, чер­ты лица, особенности фигуры, тембр голоса. Все это врожденные особенности, которые отличают одного ребенка от другого, очерчивают его конституциональную индивидуальность. Еще более важными являются особенности мозга ребенка. : особенности его нервной деятельности. Срочная и математически точная обработка поступающей информации позволяет мозгу управлять поведением человека. И хотя функции мозга у всех людей одинаковы, но протекают по-разному. Изучение этих особенностей — соотношение возбудительных и тормозных процессов, быстроты их течение их силы — позволило выделить четыре основных типа нервной деятельности, четыре темперамента, которые присущи людям от рождения Впоследствии под влиянием окружающей среды темпераменты могут видоизменяться, но в раннем детстве они отчетливо проявляются в пове­дении ребенка и должны учитываться родителями и воспитателями. Вспоминается один разговор с отцом, сын которого сбежал из дому. Игорь рос бодрым, резвым ребенком. Отец в строгости хотел воспитать своего ребенка. Но мальчик начал обнаруживать настойчивость. Невозможно,например, запретить ему бегать по комнате. Получая шлепок,успокаивался на мгновение,а затем находил для себя какое-то новое увлечение. У малыша отбирали обувь и усаживали в кровать. Это не обескураживало его, кувыркался на постели, разбрасывая подушки. Единственное, что не мог перенести — стояние в углу.

Публикация «Учитывая темперамент» размещена в разделах

Отцу казалось, что он нашел действенное средство наказания, и прибегал к нему всякий раз.

Система запретов сохранилась и тогда, когда мальчик стал под­ростком. В качестве наказания ему запрещалось ходить с товарищами в лес, на речку, в кино. А однажды, когда Игорь собирался с товарищами в двухдневный поход, отец запер его в квартире. Игорь спустился с четвертого этажа по трубе и уехал из города. Он бежал из дому, бежал, движимый темпераментом и неиссякаемой фантазией.

Судя по рассказу, мальчик обладал сильно возбудимым типом нервной деятельности (холерический темперамент). Дети с таким темпераментом обычно боевые, быстро и легко возбуждающиеся. Они очень подвижны и эмоциональны, им трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. И когда активность таких детей стараются сдержать постоянными запретами, возникают противоречия между естественными потребностями малыша, обусловленными особенностями его нервной системы, и представлениями родителей о том, как должен вести себя «хоро­ший» ребенок. Детям с таким темпераментом особенно необходимы значительные физические нагрузки (если этому не препятствует слабое здоровье, подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою недюжинную энергию и тем самым становиться более уравновешенными и спокойными. Такие дети без особой психической травмы переносят словесные наказания. Но лишение свободы переживают очень сильно.

Дети с сильным уравновешенным типом (сангвинистический темперамент) менее подвижны. Но, как правило жизнерадостны, энергичны,усидчивы,легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов переносят наказания.

Еще более спокойны дети,у которых преобладает сдержанная внешняя заторможенность поведения. (флегматический темперамент)

Они усидчивы, очень трудоспособ­ны, но крайне медлительны; легко распознаются в среде детей своим спокойствием, основательностью. Таких детей иногда приходится побуждать к активности, развивать у них интерес к занятиям. Но зато привычки, которые вырабатываются у таких детей, приобретают в исключительную прочность и со­храняются на долгие годы. Именно поэтому их режим, привычки, должны быть основательно продуманы родителями. Перевоспитание детей с флегматическим темпераментом — трудное занятие для родителей и ребят. Очень полезны таким детям физические

упражнения, так как ими возмещается недостаточная природная подвижность.

Дети со слабым типом нервной деятельности (меланхолический темперамент) нуждаются в особо вдумчивом и осторожном отношении. Повышенная возбудимость, раздражительность, иногда плаксивость, высокая чувствительность еще более усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов. Дети этого типа часто инертны, отличаются робостью, стеснительностью, неспособностью выдерживать нервные напряжения. Их надо больше включать в коллективные детские игры, поощрять малейшую попытку проявить инициативу, самостоятельность. Гимнастические занятия, водные процедуры необходимы таким детям как закаливающее, оздоровительное средство, укрепляющее нервную систему.

Разумеется, такую же роль выполняют физические упражнения и в отношении детей, обладающих другими темпераментами, но дети слабого типа труднее усваивают точный распорядок жизни, стараются избегать обязанностей, которые кажутся им обременительными. Правильный подход и продуманные меры воспитания дают в этих случаях положительные результаты. Учитывать особенности нервной системы ребенка и находить наилучшие варианты воспитательных приемов — дело сложное, требующее сердечной чуткости и размышлений. Но задача воспитания оправдывает любые усилия.

Публикации по теме:

Моя гордостьМоя гордость Каждая мать гордится успехами своих детей. Вот и я горжусь своими детьми. У меня их трое - двое сыновей и дочь. Старший сын Женя, ему 19.

Близнецы в семье У близнецов существует определённое своеобразие в развитии о отношениях внутри семьи и с другими людьми. Если в семье нет других детей,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учитывая темперамент
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 12:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД