Углубленная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры с помощью устного народного творчества

ЛАРИСА ФУРМАТ
Углубленная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры с помощью устного народного творчества

Углубленная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры с помощью устного народного творчества

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах нашей жизни стали актуальны вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельности, информированности, культуре быта и общения, но без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Через устное народное творчество и искусство у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой, по которой я углубленно работаю, стала: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество". В своей педагогической практике пользуюсь взаимосвязанной системой работы с детьми как участниками образовательного процесса. Это разработанная система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие и рекомендациями, изложенными в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева). Определила цель и задачи.

Цель: Через знакомство с малыми фольклорными формами устного народного творчества, культуру русского народа воспитывать нравственные ценности у детей младшего возраста.

Задачи:

1. Формировать духовно – нравственные и патриотические ценности у детей

2. Воспитывать личностную культуру детей как основу их любви к Родине.

3. Развивать умение выражать эмоционально - окрашенные чувства при воспроизведении фольклорного материала.

Работа строится на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое условие приобщение детей к народной культуре – это организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с младшего возраста ощутить себя частью великого народа.

Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта (деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д.). Дети с удовольствием рассматривают вещи и играют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, качают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно.

В группе есть разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные, Бибабо и др., художественные книги (сказки, песенки, потешки) с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоение их содержания и формирование эмоциональной отзывчивости у детей.

Второе условие – организация образовательного процесса, который проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, колыбели, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Использование такие формы и методы, как: анализ литературы, реализация проектов, эксперимент, совместные развлечения с родителями.

Дидактические игры, народные подвижные игры,

игры-драматизации, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился детей словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Публикации по теме:

«Берегите лес!» Работа по пожарной безопасности. Фотоотчёт«Берегите лес!» Работа по пожарной безопасности. Фотоотчёт Здравствуйте уважаемые коллеги! Наш детский сад с 2004 года активно участвует в движении Гринписа " Остановим лесные пожары". Весной 2013года.

«Светлая Пасха». Фотоотчёт о праздничных мероприятиях в детском саду«Светлая Пасха». Фотоотчёт о праздничных мероприятиях в детском саду Андрей УСАЧЁВ. ПАСХА На землю сходит светлый праздник Пасхи, Волшебнее любой волшебной сказки, Чудеснее любых земных чудес: Христос.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Углубленная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры с помощью устного народного творчества
Опубликовано: 9 октября 2014 в 23:21
+93Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...