ЛАРИСА ФУРМАТ
Углубленная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры с помощью устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах нашей жизни стали актуальны вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельности, информированности, культуре быта и общения, но без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Через устное народное творчество и искусство у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой, по которой я углубленно работаю, стала: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество". В своей педагогической практике пользуюсь взаимосвязанной системой работы с детьми как участниками образовательного процесса. Это разработанная система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие и рекомендациями, изложенными в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева). Определила цель и задачи.
Публикация «Углубленная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры с помощью устного народного творчества» размещена в разделах
Цель: Через знакомство с малыми фольклорными формами устного народного творчества, культуру русского народа воспитывать нравственные ценности у детей младшего возраста.
Задачи:
1. Формировать духовно – нравственные и патриотические ценности у детей
2. Воспитывать личностную культуру детей как основу их любви к Родине.
3. Развивать умение выражать эмоционально - окрашенные чувства при воспроизведении фольклорного материала.
Работа строится на основе главных методических принципов:
учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Необходимое условие приобщение детей к народной культуре – это организация развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с младшего возраста ощутить себя частью великого народа.
Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта (деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д.). Дети с удовольствием рассматривают вещи и играют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, качают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно.
В группе есть разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные, Бибабо и др., художественные книги (сказки, песенки, потешки) с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоение их содержания и формирование эмоциональной отзывчивости у детей.
Второе условие – организация образовательного процесса, который проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, колыбели, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Использование такие формы и методы, как: анализ литературы, реализация проектов, эксперимент, совместные развлечения с родителями.
Дидактические игры, народные подвижные игры,
игры-драматизации, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.
В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился детей словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.