МААМ-картинки

Уголок земли кубанской (методическая разработка с применением регионального компонента)

Елена Кранда
Уголок земли кубанской (методическая разработка с применением регионального компонента)
▼ Скачать + Заказать документы

Для развития познавательного интереса детей к малой родине, организации работы по реализации регионального компонента содержания дошкольного образования, знакомства с кубановедением и создан данный опыт работы, который накапливался годами, апробировался и внедрялся в работу с детьми, начиная со средней группы и до старшего дошкольного возраста. В материале представлены методические рекомендации автора для решения образовательных ситуаций краеведческого направления по образовательным областям, обозначенным ФГОС дошкольного образования.

Публикация «Уголок земли кубанской (методическая разработка с применением регионального компонента)» размещена в разделах

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.

Обращение к этнокультурным традициям в сфере художественного образования и воспитания является одним из актуальных направлений в современной российской педагогике. Такая тенденция характерна для всех регионов России, в том числе и Кубани. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эмоциональной культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

При посещении мини-музея (он создан у нас в ДОО, прослушивания беседы воспитателя, воспитанники становятся полноправными участниками образовательного процесса, наглядно реализуются различные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Исследуя старинные фотографии, где представлен полиэтнический регион нашего края, дети учатся толерантности по отношению к представителям других народов, формируется иммунитет к проявлению агрессии и нетерпимости, возникает желание приобщаться к культуре соседствующих народов.

Целью данного опыта является приобщение детей дошкольного возраста к современным веяниям исполнения предметов окружающего мира различными методами, используя подручные и природные материалы для изготовления подарков, панно, малых скульптурных форм. Региональный компонент стараюсь включать во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, творческую.

В своей работе использую все доступные средства обучения: иллюстрации казачьих костюмов, образцы орнаментов кубанской вышивки, рисунки, картины, конспекты, работы кубанских мастеров, карты, презентации по народному искусству России и Кубани, фотоотчёт «Атамань», портреты (и работы) кубанских художников, мультимедийные материалы, малые скульптуры, костюмы, необходимые атрибуты – всё это улучшает качество знаний, вызывает интерес у детей, желание творить. Огромную помощь в осуществлении поставленных задач играет музыкальный руководитель, который любезно соглашается подбирать музыкальный материал для сопровождения бесед, показов. Также представляет концерты, составленные из песен и танцев кубанских казаков. Порой дети являются участниками данных концертов, так как танцевальный кружок состоит из детей разных возрастных групп.

Идея материала заключается в разработке системы изобразительного воспитания детей старшего возраста, основанного на народном и региональном компоненте декоративно-прикладного искусства. Для наглядности и сенсорного восприятия материала и создан наш мини-музей в пространстве детского сада, где дети знакомятся с экспонатами кубанских умельцев. Здесь же собраны уникальные печатные издания о Кубани, карты полезных эскопаемых, промышленности районов края. Методика обучения строится на использовании общеобразовательной программы, дополненной с учётом регионального компонента, что дало возможность применять в условиях ДОО и включает следующие принципы:

- безопасность и укрепление здоровья;

- творческий характер процесса овладения навыками декоративно-

прикладного искусства России и Кубани;

- положительная мотивация деятельности детей;

- методы вариативности, импровизации, сравнения и контраста;

- позитивный анализ выполненных работ.

Лучшее стимулирование для ребёнка – это поощрение, участие в выставках, праздниках, рассказ родителям о его успехах. После каждого знакомства с экспонатами мини-музея, зарисовок (лепки, аппликации, создания малых скульптурных форм из глины, предусмотрено проведение анализа работ, любование достигнутым результатом, а также проведение индивидуальной деятельности. Дошкольники в большей степени, чем дети старшего возраста, нуждаются в том, чтобы деятельность была интересной и увлекательной, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Работа с дошкольниками немыслима без элементов игры, в которой они всегда принимают самое активное участие. Особую заинтересованность проявляют дети в работе по изготовлению различных поделок и панно из соломки. У нас на Кубани это доступный и разнообразный материал: пшеничная, ячменная, овсяная соломка. Занимательно плетение из листьев початков кукурузы: корзинки, вазочки, сумочки. Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству родного края позитивно сказывается на детях нашего детского сада. Наш регион богат материалами для поделок. Используется самый доступный природные экземпляры: древесная кора, солома, засушенные листья, перья, яичная скорлупа, глина, ветки, шишки, плоды конского каштана, камни, песок, крылатки клёна и ясеня. В детских малых скульптурных изделиях проявляется и художественный вкус, и остроумная догадка, и умелое подражание, а подчас и прямая находка форм, комбинации материала. В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Образовательная деятельность направлена на развитие творческого потенциала дошкольников; дидактические игры закрепляют пройденный материал; речевые игры с кубанскими потешками, песнями для проведения развлечений вместе с родителями. Работа с д етьмивключает в себя такие новые виды изобразительной деятельности, как аппликация из соломки, плетение из початков кукурузы, лозоплетение; изготовление поделок из соломы, ракушек, кукурузы, шиповника, рогоза. Разработаны и созданы модели – по народному и региональному декоративно-прикладным искусствам, собрана коллекция кукол в народных костюмах, иллюстрации узоров и костюмов казаков и казачек. Использование различных направлений информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного; задействовать все виды памяти. В процессе работы по данной теме, сделаны презентации «Декоративно-прикладное искусство России и Кубани», «Развивающая среда», «Экспонаты мини-музея», фотоотчёт «Атамань».

Исследование народного декоративно-прикладного искусства в контексте этнокультурного пространства региона выполнялось на основе системного, комплексного подхода к явлениям, тенденциям и процессам культуры. В основе такого подхода заложен принцип всесторонности рассмотрения, позволяющий проанализировать объект со всех сторон, выявить как можно большее число его свойств, связей, отношений. Такой метод помогает свести воедино многосторонние специальные исследования, объединить полученные разными методами результаты. Историко-культурологический и искусствоведческий анализ народного декоративного искусства дополнялся многими конкретными методам разных дисциплин, которые использовались выборочно, с учетом возможности их применения для разрешения поставленных в работе проблем.

Форма обучения: образовательная деятельность по планированию с элементами регионального компонента, праздники, развлечения, индивидуальная и самостоятельная деятельность.

Методы обучения : эмоциональное и новаторское пояснение педагога (создание игровой ситуации, разъяснение, экспериментирование.

По данной теме я продолжаю работать и в настоящее время, накапливаю новый материал, длительность работы над опытом – более семи лет. Дети, которые обучаются по таким методам изобразительного искусства с применением регионального компонента, значительно отличаются от своих сверстников: у них лучше развита память, музыкальный слух, моторика рук, эстетический вкус; дети с увлечением рассказывают родителям, что нового узнали и чему научились, показывают свои работы по изобразительной деятельности. Высокие результаты в работе достигаются при тщательном планировании занятий, регулярном их проведении, используя все технические средства обучения, наглядности, используя все формы и методы обучения.

В нашем саду не только организован мини-музей, но и созданы многообразные формы деятельности, способствующие поиску и сбору материалов и экспонатов, встречи с интересными людьми разных специальностей, которые прославляют наш родной край. Родители вместе с детьми участвуют в совместных исследовательских проектах, собирают и засушивают растения, привезённые из всех уголков края, собирают коллекции минералов, ракушек. После проведения ярморок (лето, осень, красивые композиции из овощей и фруктов разбираются, моются и дети пробуют их на вкус. Запоминаются названия сортов яблок, груш, винограда… В соответствие потребностям нашей образовательной организации при посещении мини-музея пополняется словарный запас давно вышедшими из употребления слов (коромысло, прялка, ухват, макитра, лишь увиденные своими глазами предметы становятся знакомыми и понятными. Идёт обогащение речи словами местного диалекта. Реализуется цель позитивной социализации воспитанников, приобщению к социокультурным нормам, традициям государства, общества, семьи, что соответствует социальному заказу общеразвивающей программы ДОО, региональной и федеральной образовательной политике. Следуя тенденциям общественного развития, у детей расширился кругозор, появился интерес к познанию своей малой Родины, улучшилась память, слух, дикция, творческое воображение, логическое мышление, расширился кругозор и словарный запас. Реализация музейного проекта включает планирование детской деятельности, формулирование тем, определение структуры образовательной деятельности в данном саду. Успешному развитию творческих способностей детей и формирование эмоциональной культуры помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Я отбирала подлинные народные образцы, которые обладают образной художественной выразительностью, являются доступными восприятию детьми, имеют возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада. Для более наглядного эффекта целесообразно применение народных костюмов, как у детей, так и у педагога.

Создана последовательная система освоения изобразительной деятельности с применением регионального компонента (узоры, сочетание цветов, композиция, умение проводить предварительную работу, развивать образовательную деятельность, добиваться положительных результатов, радовать родителей и радоваться вместе с ними. Предусмотрены открытые мероприятия для родителей, вовлекать и заинтересовывать самих родителей (презентации, просмотры фильмов об изобразительном искусстве кубанских художников, о мастерстве народных умельцев). Организация совместных творческих выставок-конкурсов (родители – дети – педагог) повышает авторитет семьи в глазах ребёнка; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, лучше понять родителям ребёнка. И именно поэтому одним из самых любимых мест в детском саду стала изостудия, в которой расположены интересные пособия, наглядный материал по народному и региональному искусству России и Кубани, мини-музей (который постоянно пополняется экспонатами). Лучшие работы остаются для украшений детского сада, интерьер нашего детского сада заметно преобразился с появлением художественно-творческих работ участников конкурсов. Материал, изготовленный участниками, мы используем для проведения праздников, открытых мероприятий, а также для знакомства детей с разными видами декоративно-прикладного искусства. Благодаря участию в конкурсах и выставках многие родители именно в детском саду смогли наконец-то реализовать свои давние желания и скрытые мечты. А дети, которые глубоко прониклись желанием продолжать обучение, с успехом поступают в художественные школы и творческие коллективы Кубани.

Игровые ситуации и занятия включают в себя проведение физкультминуток с использованием кубанских прибауток, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, учтены психофизиологические особенности детей данной возрастной группы. Оптимизация управленческой деятельности (с учётом индивидуальных особенностей детей, - предложенный материал может отрабатывать с детьми дошкольного возраста каждый воспитатель нашего детского сада, то есть достижение более высоких результатов при меньшей затрате сил, времени и обученных кадров (оптимальность трудозатрат). Дополнение занятий по кубановедению разработанными мною конспектами и использование подвижных кубанских игр ведёт к усовершенствованию отдельных сторон образовательного процесса.

Разработки являются доказательством моей кропотливой работы для создания современного планирования, направленного на совокупность образовательных областей, интеграцию. Развитие физических качеств, мелкой моторики рук; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; формирование гигиенических норм; развитие творчества – вот основные критерии, - в радикальном преобразовании образовательной системы, в разработке новых технологий с использованием информационных и компьютерных возможностей, которые я старалась учитывать при написании опыта.

Опираясь на опыт работы, большой процент по обучению воспитанников навыкам декоративно-прикладного искусства Кубани уделён аппликации - способу создания художественных изображений из различных форм фигур (по мотивам кубанского узора, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или вышитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые разные материалы: кожа, береста, бумага, ткань, нитки, крупа, соломка. Знакомство и обучение прикладному искусству Кубани строится на использовании общеобразовательной программы и дополнительной программы с учётом регионального компонента, что дало возможность применять в условиях ДОО. Я считаю своей задачей доказать пользу прикладного искусства, учить детей быть добрыми, любить русские сказки, где добро всегда побеждает зло. Для этого и было разработано календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности с элементами кубанских узоров, праздниками, развлечениями, открытыми мероприятиями с привлечением родителей, воспитателей. Близость детям творчества обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого. Знакомый колорит облегчает восприятие произведений искусства разных народов, то есть нужно воспитывать детей на содержании мировом, общечеловеческом, но делать это на родных, национальных явлениях. Ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, - всё это в изобилии несут в себе объективные возможности нашего изобильного края. Лепка, резьба, вышивание, аппликация соломкой и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Задачи опыта - обучение детей дошкольного возраста знакомым и незнакомым методам и техникам изобразительной деятельности с уклоном на региональные условия, умению видеть красоту, прививать любовь к родному краю. Декоративно-прикладное искусство Кубани, сильное образами, красками, смелостью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком. В процессе художественно-эстетической деятельности происходит формирование общей культуры личности детей. Для меня важно выбирать из большого богатства изобразительного искусства то, что может быть наиболее легко воспринято детьми, ещё стоящими на первой ступеньке восприятия красоты окружающего их мира. Поэтому к использованию изобразительного творчества в быту и в украшении детского сада подхожу с учётом особенностей детского восприятия. Необходим выбор подлинных произведений народного искусства, а не подделок под него. Воздействие декоративно-прикладного искусства Кубани, песенного и литературного творчества земляков на духовный мир ребёнка трудно переоценить

В опыте работы представлены кубанские подвижные игры. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Большую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Ребёнку не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра. Вначале я с детьми обыгрываю сюжет будущего произведения с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая показ (на интерактивной доске) эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Мне нравится, что на такой деятельности дети учатся замечать оттенки цветов, строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребёнку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую многие способы техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. Ребёнок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал находится в доступном для ребёнка месте во время всего пребывания его в изобразительной студии (у нас в саду она есть). Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, галографический и металлизированный картон, ткань с рисунком и одноцветная, гофрированный картон, фанера, фольга.

Дидактический материал соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игры привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Основные задачи, которые выполняют эти игры: обеспечить знакомство детей с декоративно-прикладным искусством восточнославянского населения Кубани; развивают внимание, наблюдательность, речь, память и быстроту реакции; учат анализировать и развивают интеллект, решаются такие задачи, как:

- проанализировать процессы формирования, развития и функционирования народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в историческом аспекте;

-выявить аутентичные виды декоративно-прикладного искусства, их локальные особенности бытования и типологически общие (характерные и для других регионов России) черты;

- разработать и апробировать комплект дидактических игр по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.

В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Традиционную форму представляет и самостоятельная художественная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого и создаются в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности, где предшествует такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных быстроразвивающихся направлений в работе с детьми. Народные мастера были тесно связаны с природой, земледелием, обрядностью, что давало им возможность наблюдения за миром животных, растений и явлениями природы. Умельцы брали от природы все, что она могла дать им: материалы (глина, кожа, дерево, солома, камыш, кукурузная ботва, мотивы, цвета, композиции. Все это передавалось из поколения в поколении, закреплялось веками и становилось традиционным. Именно эти особенности: яркость, нарядность, даже, в какой-то степени, «примитивность» народного искусства понятны и близки детям.

Публикации по теме:

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования «Хохломская роспись – это просто».Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым.

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Методическая разработка сценария к Дню Земли «Земля — наш общий дом» для детей старшей группы Ведущая:. Есть чудеса на белом свете, Цветёт, как мак, заря вдали. На голубой своей планете Встречают люди День Земли! Добрый день, жители.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Уголок земли кубанской (методическая разработка с применением регионального компонента)
Опубликовано: 10 августа 2022 в 14:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Уголок земли кубанской (методическая разработка с применением регионального компонента)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кранда (УИ 118690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД