Получи документы

Укрепление психического здоровья педагога

Ирина Кузьмина
Укрепление психического здоровья педагога

Укрепление психического здоровья педагога.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации. Они испытывают двойные нагрузки, так как их труд отличается высокой эмоциональной напряжённостью и стрессонасыщенностью.

Публикация «Укрепление психического здоровья педагога» размещена в разделах

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Всё чаще в педагогической деятельности используются термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». Значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате, сказывается на их продуктивность работы.

Исследования свидетельствуют, что у 93% преподавателей наблюдается устойчивый стресс, тревожность, способствующие развитию синдрома хронической усталости. Установлено, что спустя 15-20 лет педагогической деятельности педагог оказывается в состоянии психологического кризиса : развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание, высокая тревожность.

Профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике син-дрома «эмоционального сгорания».

Педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Вашему вниманию представлен пример психологической помощи воспитателям детского сада №4 станицы Ленинградской Ленинградского района, Краснодарского края по поддержанию и улучшению эмоционального самочувствия, укрепления их психического здоровья.

Работа с участниками направлена

- на обогащение эмоционального опыта;

- осознание педагогами собственной неповторимости;

- раскрытие ценностей и показ жизненной философии.

Цель: Умение распознавать свои чувства и ассоциировать их со цветом и размером камня; осознание педагогами собственной неповторимости; обогащение эмоционального опыта; раскрытие ценностей, показ жизненной философии.

Задачи:

- обеспечить благоприятный психологический климат в группе;

- представить форму взаимодействия через технологию проживания;

- научить педагогов модели самопознания;

- вывести педагогов на позицию рефлексии.

Для решения задач и активного взаимодействия с педагогами использовалось интерактивное взаимодействие.

Материалы: мультимедийная установка, камни разного размера, цвета, формы; прозрачные сосуды.

1. Приветствие:

2. Шеринг

- Давайте попробуем разобраться:

1. Для чего нужны человеку знания о себе?

2. Испытывает ли другой человек такие же чувства, что и я?

- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком состоянии, настроении, Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.

3. «Мир камней» Автопортрет (перенесение визуального образа с помощью камня)

А давайте-ка отправимся мы с вами в удивительное путешествие, в волшебные миры… первый мир, в который мы отправимся, называется «мир камней».

Жителям этого удивительного мира будет интересно познакомиться с вами. Давайте с помощью разных камней попытаемся создать образ себя. Не торопитесь, вслушайтесь в мелодию своего внутреннего Я. Ведь человек – это не только руки, ноги, тело, но ещё и то, что внутри: чувства, эмоции, своё настоящее – Я. Чтобы лучше представить, можно закрыть глаза. Какие камни более точно смогут выразить ваши чувства: большие или маленькие, светлые или тёмные, гладкие или шероховатые?

Представьте, пожалуйста, свою каменную фигурку…

- Что здесь изображено?

- Какое название ты дашь своему творению?

- Что ты чувствовал, когда создавал образ Я?

4. игра «Я чувствую…»

Жители мира камней вам благодарны, вы очень много интересного внесли в их мир. Оказывается, мир камней, тоже может иметь какой то смысл. Цвет, форма, структура может косвенно отражать чувства к окружающему миру.

Далее символизировать наши чувства нам помогут камешки. Прислушайтесь к своим чувствам выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд, который находится перед вами.

На экране природа леса: Путешествие продолжается, мы с вами попадаем в прекрасный мир, - мир леса. Обратите внимание на экран, какие чувства у вас вызывает «дом» зверей, мысленно совершите прогулку по лесу, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд. Свои чувства, если есть желание можно комментировать.

А вот и первая встреча в лесу (с ветки на ветку прыгают лесные хозяюшки, прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.

Раздвинув ветви вы увидели медведей. Прислушайтесь к своим чувствам, какой камешек вам хотелось бы сейчас взять и положить в сосуд.

Мимо пробежали волки. Прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.

На экране поляна цветов: Мы выходим на чудесную полянку, наполненную ароматом цветов. Конечно, вы догадались, что перед нами, раскрыл свои объятия мир цветов. Прикройте глаза, вдохните и почувствуйте аромат цветов.

(ваза с цветами) Предлагаю выбрать в вазе цветок. Свой выбор объясните, сравнивая цветок с каким-либо состоянием или чертой своего характера.

Любуясь своим выбором (цветком, прислушайтесь к своему самочувствию. Вы уверены, что именно этот цветок вам по душе? Отметьте своё состояние, ваши нахлынувшие чувства камешком.

На экране море: Вот перед нами раскинулось море, несложно догадаться, что наше путешествие продолжается, мы попали - мир воды. Сразу вспомнился летний солнечный денёк, проведённый вместе с семьёй на море. Отразите с помощью камешка свои воспоминания.

На экране подводный мир: Прекрасен подводный мир. Жизнь молчалива, но очень подвижна. Какие чувства вызывают замечательные водоросли, разноцветные рыбки. Прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.

На экране водопады: Можно бесконечно любоваться, как стекает вода. Какие чувства возникают здесь? Возьмите камень и положите в сосуд.

На экране фонтаны: Изобретательность и творчество человека направило струю воды снизу вверх. Это замечательное творения человека – фонтаны. Отразите с помощью камешка свои чувства.

Окружающий мир разнообразен, но наше путешествие подошло к концу.

5. Анализ

Окружающий нас мир – прекрасен. Не проходите его с опущенной головой. Обратите внимание на свой сосуд, он прозрачен и хорошо просматривается цвет и размер камней. Интересно, путешествуя, мы вместе наблюдали за происходящим, выполняли одинаковые задания, а наполняемость сосудов разная, да и цвет камней отличается. Что об этом вы можете сказать?

Каждый по - своему воспринимает окружающий мир, по своему распознаёт свои чувства. Задания воспринимались и выполнялись по-разному, потому что каждый из нас уникален, неповторим.

6. Рефлексия:

Наша совместная работа заканчивается. Мне было приятно с вами работать. Артист после концерта, получает аплодисменты. Он испытывает эмоции – радость, грусть, волнение, трепет. У нас очень хорошая группа, каждый из вас заслужил аплодисменты. Желаю, чтобы эмоциональные весы личности педагога всегда склонялись к таким эмоциям как удовольствие и радость, уважение и восхищение, уверенность и чувство удовлетворённости собою.

Общение направлено на работу с эмоциями и чувствами. Вооружая коллег инструментарием, я мотивирую их к личностной динамике, связанной с личностным ростом. Участники одновременно получают информацию, прислушиваются к своему внутреннему миру и фиксируют свои чувства с помощью камня. Информация воспринимается всеми каналами восприятия: зрение, слух, осязание.

Практическая значимость работы в том, что предлагаемое мною общение с педагогами, является эффективным методом гармонизации личности и может быть, активно использоваться в психологической и психотерапевтической практике с целью формирования навыков самопознания, самосовершенствования, развивать в себе способности познания и понимания себя.

Педагог-психолог МБДОУ № 4

станицы Ленинградской Краснодарского края

Кузьмина И. А.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Тема: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Форма проведения: вечер-встреча. Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными.

«Сохранение и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией». Консультация для родителей Сохранение и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией. Воспитатель: Федосеева Е. Л. Дошкольный возраст является.

Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.

Охрана и укрепление здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья.

Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагога Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Центральной и определяющей.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних.

Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста В группе организована работа валеологического.

Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Укрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активностиУкрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активности Работая в детском саду с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я заметила, что количество физически ослабленных детей становится.

Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня. Гойколова Ирина Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Укрепление психического здоровья педагога
Опубликовано: 16 марта 2017 в 11:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД