Лучший педагог года

Умственное развитие детей пятого года жизни в процессе реализации экологического проекта «Маленькие экологи»

Ольга Отпущенникова
Умственное развитие детей пятого года жизни в процессе реализации экологического проекта «Маленькие экологи»

Умственное развитие в Программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы подразумевает и сенсорное развитие, и развитие познавательно-исследовательской деятельности, и формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В своей работе по теме: проект «Маленькие экологи» я уделяла большое внимание умственному развитию. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры, т. е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Целью своей работы определила: Решать задачи экологического образования детей среднего возраста, используя метод проектов, путем непосредственного общения с окружающей природой.

Публикация «Умственное развитие детей пятого года жизни в процессе реализации экологического проекта „Маленькие экологи“» размещена в разделах

Для решения поставленных задач использовала разные формы и методы экологической работы :

Диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии).

Организованные формы обучения на занятиях.

Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек.

Совместная деятельность взрослого и ребенка.

Самостоятельная деятельность ребенка.

Уход за комнатными растениями и обитателями уголка природы.

Экологические акции.

Экскурсии и наблюдения.

Опыты и эксперименты.

Изобразительная деятельность (ИЗО экология).

Игры экологического содержания.

Трудовой десант.

Досуги и развлечения.

Важный компонент работы — правильная организация уголка природы. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Наблюдая за растениями, ребенок начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, поставили на солнце или в тень. Только с помощью взрослых ребенок может понять, как жизнь растения или животного зависит от наличия тепла, света, воды.

Длительной и кропотливой, но очень интересной и познавательной в экологическом воспитании является работа по созданию и выращиванию «огорода на окне». Мы его сделали в форме «Домика в деревне» — где все, как настоящее: есть и домик, и грядки. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями, ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно-экспериментальную деятельность.

Кроме игровых обучающих ситуаций в работе использовала разнообразные дидактические игры природоведческого характера. Предлагала детям игры, которые строятся на их знаниях и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Заметила, что детям очень интересны игры-схемы, которые они самостоятельно выкладывают, например: «Что, где растет?», «Кто, чем питается», «Кто, где живет?», «Какие инструменты нужны для посадки овощей». Также детям интересны и другие игры: «Назови одним словом», «Из чего сделано», «Собери животное», «Что растет в лесу?», «С какого дерева лист?», лото «Комнатные растения», разрезные картинки «Комнатные растения», «Найди лишнее» и др.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому в самых различных ситуациях помогала накапливать и расширять знания детей — уточняла с ними форму, цвет, запах, размер и т. д. объекта природы. При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели (цвет, форма, размер и другие параметры) — прежде всего показатели степени благополучия растений.

Научившись понимать состояние растений, ребенок начинает им сочувствовать, оберегать, сохранять их.

Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.

Наблюдая за погодой, учила детей выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь и т. д., степень их интенсивности (светит ярко или тускло, дождь идет мелкий, частый или крупный, ветер дует слабо или сильно, характер влияния погоды на окружающие предметы (светит солнце – все отчетливо видно, красиво и жизнерадостно, сверкает роса, искрится снег, предметы дают тень; прошел дождь – все мокрое, блестят листья деревьев, крыши домов и т. д.). Знакомясь таким образом с погодными явлениями, их характерными особенностями, дети получают основы эстетического восприятия природы, учатся понимать причинную зависимость сезонных явлений.

Систематически наблюдая в природе, учила детей быть внимательными, бережно относиться к ней и ее обитателям. Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира, способствовала развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Чтобы спасти птичек от голода и гибели зимой, нужна помощь. Мы организовали экологическую акцию «Накормите птиц зимой». По нашей просьбе родители смастерили кормушку для птиц. Дети приносят из дома хлебные крошки, семечки, крупу и насыпают в кормушку.

Уход за животными, птицами связан с продолжительными наблюдениями за их поведением, развитием, за тем, кто, чем питается, какую пользу приносит человеку, в каких условиях живет и т. д.

В работу над проектом старалась включать родителей наших детей, проводила беседы, из которых узнавала, какие дома есть комнатные растения, животные, что растет на дачных участках, куда дети ездят в отпуск. С целью сотрудничества и достижения полного взаимопонимания с родителями в вопросах экологического воспитания им было предложено заполнить анкеты «Воспитание доброты к природе», «Воспитание любви к природе в семье». Разработала серию консультаций, посвященных экологической культуре : «Помоги природе», «Уголок живой природы», «Прогулки в природу», «Учите детей быть наблюдательными», «Любовь к живому», «По дороге домой», «Лесные звери готовятся к зиме», «Берегите птиц», «Зимующие птицы», «Домашние животные» и др.

Предлагала совместные задания для детей и родителей по наблюдению за растениями и животными. Проводила тематические недели и для закрепления знаний у детей предлагала родителям вместе с детьми нарисовать любимое комнатное растение, любимое животное, время года, изготовить поделку из природного материала и т. п. После оформляла выставку работ. Семьи воспитанников поощрялись специальными благодарностями и сладкими подарками. Организовывала экологические акции, такие как, например: «Берегите воду», «Накормите птиц зимой», «Лучшая новогодняя игрушка из бросового материала», «Озеленение участка детского сада», «Благоустройство зимнего участка детского сада».

Радует, что родители с пониманием относятся к нашей работе, стараются помочь, а это всегда дает положительный результат в воспитании детей.

Осенью мы участвовали в международном проекте «Покажи детям мир». Очистили от мусора небольшой участок леса около детского сада. Получили сертификат участника.

Итоги работы.

В результате проведенной работы:

у детей повысился познавательный интерес;

расширились представления о природе, о взаимосвязях в ней;

развилось положительное эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

дети с готовностью участвуют в практических делах по улучшению природной среды;

сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Умственное развитие детей пятого года жизни в процессе реализации экологического проекта «Маленькие экологи»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 21:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД