Получи документы

Управление методической работой в ДОУ в условиях реализации ФГТ (1 фото)

Светлана Торопова
Управление методической работой в ДОУ в условиях реализации ФГТ

Управление методической работой в ДОУ в условиях реализации ФГТ

Управление методической работой в ДОУ в условиях реализации ФГТ

Прежде, чем планировать методическую деятельность по внедрению ФГТ, была проведена большая аналитическая работа, выявлены плюсы и минусы в деятельности ДОУ, обозначены проблемы. (2 слайд)

Плюсами, безусловно явились:

• отказ от учебно-дисциплинарной модели и использование личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми подавляющим большинством педагогов;

Публикация «Управление методической работой в ДОУ в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах

• владение части педагогов такими признаками совместной деятельности как партнерская позиция и партнерская форма организации;

• большой опыт проведения интегрированных занятий и занятий в игровой форме;

• опыт проектной деятельности с детьми;

• существование системы мониторинга;

• большой процент творчески работающих педагогов;

• опыт взаимодействия с родителями, которые участвуют в организации образовательной среды, праздниках, конкурсах, выставках, реализации проектов,

(3 слайд) Минусами, конечно же, были устоявшиеся стереотипы прежде всего у опытных педагогов, низкий уровень квалификации у начинающих, низкая мотивация и нежелание части педагогов (к счастью, очень немногочисленной) менять отработанные годами формы работы с детьми. А для реализации ФГТ, внедрения новшеств необходима смена педагогического мышления и сознания, а это, конечно, достаточно сложный и длительный процесс.

(4 слайд) Наши проблемы

• Недостаточная профессиональная компетентность педагогов в области ФГТ;

• отсутствие опыта построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

• выбор диагностического материала, при организации мониторинга в ДОУ.

(5 слайд) Целями методической работы были определены:

• приведение в соответствие с ФГТ организационной, методической и материальной составляющей образовательного процесса;

• подготовка педагогов к принятию происходящих изменений, формирование внутренней мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию;

• повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения нового содержания дошкольного образования.

(6 слайд) В ФГТ к условиям реализации ООП ДО (Приказ Минобрнауки РФ № 2151 от 20.07.2011 г.) задачами методической службы ОУ обозначено:

• оказание помощи педагогам в развитии творческого потенциала;

• - удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников;

• - создание условий для повышения квалификации.

(7 слайд) Содержание деятельности методической службы

• Пополнение нормативно-правового обеспечения, электронного банка данных.

• Деятельность творческих групп: по разработке и оформлению ООП и созданию комплексно-тематического планирования для разных возрастных групп.

• Анализ предметно-развивающей среды для реализации ООП.

• Работа с педагогами по освоение новых способов образовательной деятельности с детьми и совершенствованию профессиональной компетентности.

• Формирование и пополнение папок с методическими разработками и рекомендациями в каждой группе.

• Активизация педагогов для взаимодействия с семьями воспитанников.

(8 слайд) Методическая работа с педагогами по переходу ДОУ на ФГТ осуществляется в нескольких направлениях:

• Подготовка и проведение методических мероприятий со всеми педагогами: семинары, практикумы, конференции, круглые столы и др.

• Работа творческих групп: одна – по разработке и оформлению ООП, другая – по составлению комплексно-тематического планирования для разных возрастных групп.

• Индивидуальная работа с педагогами, консультирование.

• Организация самообразования педагогов. Каждый работает над своей методической темой, но так или иначе они все связаны с ФГТ.

• Работа с младшими воспитателями, так как они тоже являются участниками образовательного процесса. Младшие воспитатели по возможности присутствуют на педсоветах, семинарах, консультациях, участвуют в конкурсах и выставках. Каждый четверг в ДОУ – методический день, когда проходят групповые консультации, семинарские занятия, медико-педагогические и педагогические советы.

(9 слайд) Формы методической работы:

В ДОУ функционирует постоянно действующий семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования». Семинарские занятия помогают воспитателям разобраться в сложных вопросах обновления образовательного процесса. Занятия проходят раз в месяц:

(10 слайд) Групповые консультации, а также «заочные консультации» и индивидуальные по вопросам, вызывающим затруднения у педагогов.

(11 слайд) Свой вклад в повышение профессионализма педагогов вносят коллективные просмотры совместной деятельности с детьми, открытые мероприятия. В методическом кабинете оформляются тематические выставки методической литературы. Организовано также ознакомление педагогов с периодическими подписными изданиями.

Положительное значение для саморазвития и самосовершенствования имеет участие педагогов в районных методических мероприятиях.

В работе с педагогами для активизации их творческой деятельности широко используются интерактивные методы и формы: круглый стол, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, решение педагогических задач, тренинг и т. п.

Одним из конечных результатов всех проводимых методических мероприятий должна стать сформированность у воспитателей умения проектировать и осуществлять целостный воспитательно-образовательный процесс, объединенный одной темой, осуществляемый в совместной и самостоятельной деятельности, в ходе которого решаются задачи разных образовательных областей.

Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

(12 слайд) Обратную связь, которая помогает выявить недостатки в работе, установить их причины и наметить пути их устранения, обеспечивает разного вида контроль: оперативный, опережающий, тематический, предупредительный, обзорный.

(13 слайд) Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Конфуций:
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем

Нами были определены задачи по устранению проблемы:

• Изучить содержание ФГТ к Образовательной программе ДОУ,

• Определить отличия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности.

• Разработать Положение «О мониторинге качества образовательной деятельности в ДОУ».

(14 слайд) В ФГТ выделено 7 групп требований:

Требования к кадровому обеспечению

К материально-техническому обеспечению

К учебно-материальному обеспечению

К медико-социальному обеспечению

К информационно-методическому обеспечению

К психолого-педагогическому обеспечению

К финансовому обеспечению

(15 слайд) Результат - создание развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

Обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей, родителей и всего общества;

Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Основная общеобразовательная программа должна "предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми".

«Занятие" как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Но процесс обучения (так же, как и процессы воспитания и развития) остается. Педагоги продолжают "заниматься" с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между "старым" обучением и "новым".

(16 слайд) Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности

Процесс обучения в детском саду

в виде учебной деятельности (до введения ФГТ)

1. Ребенок - объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит и управляет ребенком

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее

(Слайд 17) 2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый "много" говорит).

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

(Слайд 18) 3. Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности.

"Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие дошкольнику виды деятельности. общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность". "Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких норм и правил».

Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков - побочный эффект этой активности

(слайд 19) 4. Основная модель организации образовательного процесса - учебная

4. Основная модель организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и ребенка

(слайд 20) 5. Основная форма работы с детьми – занятие. 5. Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.

(слайд 21) 6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных).

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

(слайд 22) 7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. "Удерживает" детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится "украшать" занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь "подлинная цель взрослого - вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.

(слайд 23) 8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии.

8. Допускаются так называемые свободные "вход" и "выход" детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора - участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

(слайд 24) 9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях, отдельных методов и приемов и др., но не как "готовый образец" образовательного процесса

(слайд 25) Из вышесказанного видно, что:

• меняется позиция взрослого по отношению к ребенку;

• используются опосредованные методы обучения;

• основной деятельностью являются так называемые детские виды деятельности.

(слайд 26) ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГТ В РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА ИДЕТ НЕ ВСЕГДА ГЛАДКО.

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПРОБУЕМ, ОТМЕНЯЕМ, ИЗМЕНЯЕМ, ПРИНИМАЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РЕШЕНИЯ, ИЩЕМ НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНОГДА ОСТАНАВЛИВАЕМСЯ, НО ЛИШЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВСЕ ОСМЫСЛИТЬ, ОБДУМАТЬ И СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ - ВПЕРЕД!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Проект Методическая работа призвана решать задачи повышения профессиональной компетентности педагогов и развития творческого потенциала педагогического.

Самоанализ работы старшего воспитателя Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе) 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление методической работой в ДОУ в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 19:20
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД