Приложение МААМ

Упражнения для развития словесно-логического мышления дошкольников

Оксана Быкова
Упражнения для развития словесно-логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь мышления и речи, роли мышления в обучении, общении,развитии и становления сознания является важным этапом развития личности ребенка дошкольного возраста.

Словесно логическое мышление – вид умственной деятельности на основе речевых рассуждений, подчиняющийся законам логики, обеспечивающий целостное понимание окружающей действительности. Этот вид мышления характерен в старшем дошкольном возрасте.

Публикация «Упражнения для развития словесно-логического мышления дошкольников» размещена в разделах

Современность показывает, что число дошкольников которые не умеют анализировать, сравнивать,обобщать,классифицировать увеличивается.

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у дошкольников, необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

- понятие

- суждение

- умозаключение

Поэтому очень полезно проигрывать и развивать потребность к наблюдению,рассуждению,анализу,делать выводы. В этом помогут следующие упражнения и игры.

1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).

2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т. д.

3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т. п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

• огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

• овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?»

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ».

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т. д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные : домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т. д.

6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша —. ; стул, шкаф —. ; огурец, капуста —. ; ботинок, сапог —. ; кукла, мячик —. ; чашка, тарелка —. ; кошка, слон —. ; нога, рука —. ; цветок, дерево —. ; окунь, щука —. ; роза, одуванчик —. ; март, сентябрь —. ; дуб, береза —. ; фонарь, лампа —. : дождь, снег —. .

7.«ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

• Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. • Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для развития словесно-логического мышления дошкольников
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 14:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для развития словесно-логического мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Быкова (УИ 728505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД