Александра Викторовна
Упражнения, способствующие развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю следующие методики:
Публикация «Упражнения, способствующие развитию речи» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика, цель которой выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. Очень продуктивно использовать артикуляционную гимнастику в сочетании с биоэнергопластикой.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению органов дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Зрительная гимнастика, цель которой - формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Развитие общей моторики - физминутки - проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия. Я использую следующие виды физминуток:
• 1. Подражательные физкультминутки: звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
• 2. Двигательно-речевые физкультминутки: веселые стихи и одновременно выполняем различные движения, как бы, инсценируя их.
Развитие мелкой моторики :
• пальчиковые игры с мелкими предметами: крупами, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
• пальчиковые игры со скороговорками;
• пальчиковые игры со стихами;
• пальчиковая гимнастика;
• самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
• пальчиковый алфавит;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• игры с прищепками;
• тренажер пальцевых прописей для развития зрительно-тактильной координации;
• штриховки, обводки и т. д.
Су – джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
Песочная терапия - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка, фантазию и воображение. Наблюдения и опыт показывают, что игры с песком снимают внутреннее напряжение и позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей.
Основные принципы игры на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений :
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.