Получи документы

Упрямство и каприз. Консультация для родителей

Елена Афанасьева
Упрямство и каприз. Консультация для родителей

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда- только на капризы, а бывает - на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямство в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность обычно развивается начиная с 4 лет и во многом определяет поведение ребёнка в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.

Публикация «Упрямство и каприз, Консультация для родителей» размещена в разделах

И упрямство, и капризы- две стороны одного и того же нарушения- проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, а у слабых- в капризах. Разберёмся в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

Развиваясь в обществе, ребёнок овладевает определёнными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс и носит названии социализации. Процесс сложный и не всегда протекающий гладко. В ходе социального развития малыша в первую очередь сказываются особенности семьи- первого коллектива в жизни ребёнка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребёнку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка- вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов и упрямство обязательно имеют в своём истоке не только особенности самого ребёнка – его характер, тип нервной системы, привычки и т. д., но и особенности поведения взрослых членов семьи, в первую очередь родителей, а также воспитателей.

Как показали исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требования или неудача ребёнка, а уж тем более его отказ подчиниться они склонны рассматривать как некую закономерность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, приходя в ярость, но не делают никаких попыток разумного разбирательство в возникшей ситуации и разрешить конфликт. Фактически они вступают в эмоциональное «сражение» с ребёнком, никогда ему не уступают, стараясь «переупрямить» и во что бы то ни стало добиться подчинения.

Как правило, это ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка, причём постепенно оно «обогащается» всё новыми разновидностями, которые малыш усваивает от упрямой матери. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребёнок иногда может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он ни с кем не считается и старается добиться своего всегда, во всём и всегда со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей. К счастью, это бывает достаточно редко. Гораздо чаще строгим родителям удаётся 2 сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребёнка, подавить его активность. В результате взрослеющий человек растёт покорным, боязливым, застенчивым.

Первые проявления упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей- в возрасте 3-4 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей и пытается его отстаивать.

Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятым в человеческом обществе. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено в разных ситуациях (дома, на прогулке, в поликлинике на приёме у врача, даё т ему возможность овладеть необходимыми навыками: самостоятельно есть, одеваться ит. д.

Правильная организация взрослыми жизни ребёнка уменьшает вероятность появления у него нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частых причин появления упрямства и капризов у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие. Как только нормализуется обстановка, исчезает и упрямство. Поэтому необходимо в первую очередь отыскать, что мешает ребёнку, что вызывает его протест.

Если упрямство свойственно, как правило, сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим своё мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. Капризы вызываются в общем теми же причинами, что и упрямство. Обычно они менее уверены в себе, не умеют отстаивать свою точку зрения. Это более изнеженные, более беспомощные дети, которые не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьём.

«Капризность» как устойчивая форма поведения, «черта характера», присущая некоторым дошкольникам, отличается следующими признаками. Капризный ребёнок, как правило, находиться в особом состоянии «готовности» к капризу : если упрямый малыш проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает плакать по любому поводу. Если для «упрямца» самое главное- не уступить взрослому, а настоять на своём и если взрослый отстанет, махнёт на него рукой, то будет только рад, то «капризуля», наоборот, скорее стремиться добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе. У упрямого ребёнка всегда есть какое- то своё мнение, желание, цель, которой он добивается, которую он может противопоставить желанию родителей и с жаром отстаивать. Его из любимых выражений «Я хочу!» у капризного ребё нка любимое слово: «Я не хочу!» он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители, в надежде, что он, наконец, согласится. Если очень нравится быть в центре внимания, поэтому, отказываясь от чего- то, малыш практически не предлагает своего варианта.

Если упрямство ребёнка- результат излишней требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких. Соответственно, различными будут и способы преодоления этих внешне похожих, но по сути очень разных нарушений поведения. Сразу надо отметить, что справиться с упрямством в принципе легче, чем постоянными капризами ребёнка, хотя преодоление упрямства тоже требует от родителей значительных усилий. Основное, что они должны сделать,- это изменить своё отношение к ребёнку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции, научиться относиться к нему не как к полностью подчиненному и зависимому существу, а как к человеку, имеющему определённые права, собственное мнение, которое вполне заслуживает уважения. Если взрослый найдёт в себе силы попробовать договориться с ребёнком, пойти иногда на компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребёнком, то можно быть почти уверенным, что ему удастся добиться успеха. И хотя нередко родители упрямых детей в силу своих личностных особенностей сначала возмущаются («Вот ещё, буду я договориться с этим клопом! Мал ещё своё мнение иметь) или опасаются («Но ведь так он совсем нам на голову сядет, они всё же могут сделать над собой усилие и изменить свой метод воспитания на более «демократичный».

Иначе обстоит дело с капризами. Капризный ребёнок обычно растёт в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категоричного отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребёнок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилии, незнаком с требовательностью взрослых и не представляет себе другой жизни. В отличие от упрямых детей у капризного, избалованного ребёнка формируется ряд крайне неприятных личностных качеств. Причина их появления тоже поведение взрослых, их излишняя опека. Прежде всего взрослым нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимость от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Малыш хоть и с запозданием, усвоит, что нельзя- это нельзя, а надо- это надо и что отказ чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать ещё одно, более сложное дело- сформировать у ребёнка адекватные способы поведения; научит его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить собственное желание; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научит преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно совершенно и развита. Самое сложное- сделать всё это так, чтобы ребёнок воспринял принятые меры не как наказание, а, наоборот, как радость. Основным источником радости для ребёнка является совместная со взрослыми деятельность, разнообразное общение, не по привычной схеме «хочу- не хочу». Если капризному ребёнку что-то интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризность. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родитель, но и другие дети, друзья.

Дома надо всемирно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное: самому сложить книжки на полке, постирать бельё кукле и свои носочки, порадоваться, какими они становятся чистыми. При этом важно незаметно помогать ребёнку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам». Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом, внимательном педагогическом руководстве цели вполне можно достигнуть.

В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребёнке бесполезно.

Литература :

1. Мудрость воспитания. Книга для родителей. Составители Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, и др. - М. : Педагогика, 1987.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Упрямство и капризы» Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то.

О капризах и упрямствах. О капризах и упрямствах. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить, Чтоб улыбки друг другу Дарить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упрямство и каприз. Консультация для родителей
Опубликовано: 21 марта 2015 в 19:56
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД