Людмила Федорченко
Урок литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ «Весна идёт, весне дорогу!» по программе «Гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; М. Пришвин «Капля и камень»;
В. Железников «Три ветки мимозы»
Цель для учителя: способствовать развитию воображения, речи, умения работать с поэтическим произведением; создать условия для положительного настроя учащихся; стимулировать развитие творческих возможностей, обогащению словарного запаса; мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке; создать условия для работы в группах; прививать любовь к природе.
Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ „Весна идёт, весне дорогу!“ по программе „Гармония“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Цель для учащихся: должны знать творчество Ф. И. Тютчева, М. Пришвина, В. Железникова (в рамках изученного материала); уметь читать выразительно изученные произведения, выделять главное и делать выводы.
Организационный момент.
- Сегодня мы работаем в группах. Должны быть сплочёнными, чтобы был хороший результат. Каждый из вас в течение урока будет зарабатывать жетоны. И посмотрим, какая же группа самая активная.
1. Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовили стихотворение Г. Виеру «Мамин день».
1. Чтение наизусть по одному учащемуся от группы. Учащиеся, прочитавшие на 5, получают жетон.
2. Прочитавшие наизусть стихотворение учащиеся проверяют учащихся своей группы. (За отличное чтение получают жетон)
3. Тема.
1) Загадка о весне.
- Послушайте загадку и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)
- Посмотрите, как изобразил раннюю весну художник Науменко. (Слай1)
- Какие признаки весны видите?
2. Тема.
- Мы начинаем новую тему: «Весна идёт, весне дорогу»
- Как вы думаете, почему авторы учебника выделили эту тему?
4. Активизация знаний.
- Когда весна приходит по солнцу?
- По календарю?
- В природу?
-В этом году, какое начало весны?
- Говорят, что весна затяжная. Долго тянущаяся; продолжительная.
- Но как бы зима не боролась, весна берёт своё. Какие признаки весны?
- Назовите прилагательные, которые по значению соответствуют слову весна.
(Весна : цветущая, свежая, звенящая, прекрасная, зеленая, долгожданная, веселая, мокрая, теплая, сырая, солнечная, холодная, радостная, светлая, разомлевшая, полноводная, радужная, дождливая, сухая, звонкая.) (Слайд2)
5. Цель урока.
- У кого любимое время года весна?
- Кто-то любит лето, кто-то зиму, кто-то осень, а кто-то весну. У каждого своё любимое время года. Каждое время года прекрасно по-своему. И эта красота всегда вдохновляла поэтов и писателей, художников и композиторов на создание прекрасных произведений искусства. Надо уметь не просто видеть, а наблюдать. Замечать большое в малом, выражать свои чувства и радоваться всему прекрасному, что нас окружает. Этому мы и будем учиться.
6. Знакомство с произведением А. Фет «Зима недаром злиться»
1) Подготовка к восприятию.
- Замечательный русский поэт Фё дор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал:
Не то, что мните вы, природа: (Слайд 3)
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык…
- О чём он хотел сказать?
-Послушайте другое стихотворение этого поэта, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. Закройте глаза и попробуйте нарисовать картины в вашем воображении.
2) Знакомство с текстом
Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником
3) Обсуждение прочитанного
- Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение?
- А какая иллюстрация к произведению?
3) Повторное чтение и работа над содержанием.
-О каких временах года говорит автор?
- Кому он отдаёт своё предпочтение? Почему вы так думаете?
- Почему Тютчев называет Весну - прекрасное дитя, а Зиму - злая ведьма?
- Прочтите ещё раз и найдите строки, которые показывает автор Зиму и весну.
(По ответам детей учитель вывешивает таблицы)
Весна Зима
стучится злится
гонит хлопочет
шумит ворчит
умылася взбесилась
стала румяной пустила
- Как вы думаете, почему Зима злится?
- А действительно это ужасное время года?
- Конечно, нет. Каждое время года прекрасно по-своему, но Зиме пора отдавать свою власть Весне. Как понимаете «всё засуетилось» (Всё оживает, движется, тает)
4) Работа над выразительным чтением.
- Одинаковое ли надо читать строки о Зиме и Весне?
- Покажите схематически, какое настроение нужно передать при чтении о Зиме и Весне. (Учащиеся показывают схему настроения)
- Сейчас вы в группах прочтёте по четверостишью и определите того, кто более выразительно передал настроение. (Работа в группах)
- Кто из каждой группы лучше всех прочитал? Они прочтут вслух выразительно. (Учащиеся, которые лучше прочитали, получают жетоны).
7. Творческое задание.
- Вот так увидел смену времён года Тютчев. А теперь посмотрите, какая же она – красавица Весна. И подумайте, о чём бы вы хотели рассказать. (Видеоролик «Ранняя весна»)
- Сейчас вы поработаете в группах, и вы напишите поэтическую миниатюру о весне. Как вы понимаете «поэтическая миниатюра»? (Изящное небольшое произведение)
- Это может быть небольшой рассказ или сказка о весне. Не только поэты и писатели изображали весну, но и художники, композиторы. Так увидел весну известный русский композитор П. И. Чайковский, создал фортепианный цикл «Времена года». Музыкой показал, как он слышит каждый месяц. "Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, состоящий из 12 музыкальных картин. Послушайте пьесу «Март». Надеюсь, это поможет вам в вашей работе. (Слайд 4)
(Работа в группах. Зачитывание произведений, их обсуждение)
8. Физминутка
- Мы читали стихотворение о весне, писали поэтическую миниатюру. А теперь послушаем песенку о «Весенняя капель» и отдохнём. (Учащиеся под музыку выполняют движения) (Слайд 5)
- О чём песенка.
9. Знакомство с произведением М. Пришвина Капля и камень
1) Подготовка к восприятию
- А сейчас мы прочтём поэтическую миниатюру Михаила Пришвина. О чём писал Пришвин? («Ёж», «Золотой луг», «Ребята и утята»)
- Называется оно «Камень и капля». Как вы думаете, о чём будет произведение?
- А вы играете в игру «Камень, ножницы, бумага»?
- Кто побеждает, камень или ножницы? Камень или бумага? А что победит камень или капля?
2) Первичное восприятие (Слайд 6)
(Чтение учителем)
- Что же говорится о капле и камне?
- Продолжите предложение: Одна капля бессильна, а множество капель-(сила.)
- Какие знаете пословицы на эту тему. (Один в поле не воин. Ручьи сольются- реки, люди соединятся -сила. Что одному не под силу, то легко коллективу. Сплотившись, даже слабые могучи.)
3) Повторное чтение и работа над содержанием.
- Прочтите 2 задание.
- Прочтите произведение ещё раз, найдите эти выражения и объясните их значения.
(Работа над 3-4 заданием) (Слайд 7)
4) Выразительное чтение учащимися.
(Анализ чтения)
10. Подготовка к чтению произведения В. Железникова «Три ветки мимозы»
- Какие первые весенние цветы вы знаете?
- А что знаете о мимозе (Весенние цветы, которые дарят женщинам на 8 марта Мимоза-это акация австралийская серебристая. Растёт она на черноморском побережье Кавказа. Настоящая мимоза - это травянистое тропическое растение. (Слайд 8)
- Дома вы познакомитесь с произведением Железнякова три ветки мимозы.
- Как вы думаете, о чём будет произведение?
11. Домашнее задание
Наизусть Ф Тютчев «Зима недаром злится…»; чтение произведения Железников «Три ветки мимозы» выполнение заданий 1-3.
12. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Скажите, как же можно выражать свои чувства? (Словом, музыкой, живописью)
-А всегда ли только что-то необычное вызывает восхищение?
- Обычные, казалось бы, вещи, могут вызвать массу эмоций, только нужно уметь видеть прекрасное в капле воды, в пробивающемся ростке.
-Вы хорошо поработали. А теперь оценим работу каждого. Посовещайтесь в группе, напишите свою фамилию, количество жетонов и оценку на которую вы работали.
- Спасибо вам за работу. Вы молодцы! (Слайд 9)
Резерв
2) Словарная работа выполняется по цепочке.
3) Первичное восприятие.
(Чтение учащимися. Один ученик выполняет роль учителя, устанавливает очерёдность чтения и следит за правильностью чтения.)
- О чём произведение?