Папки-передвижки

Урок математики «Обратные задачи»

Надежда Савченко
Урок математики «Обратные задачи»

Тема: Обратные задачи.

Образовательные : тип по д. ц. изучение н. м.

(по содержанию) дид. ц. формирование знаний.

Цели:

- познакомить с новым математическим понятием «Обратные задачи», учить применять в практической деятельности, закреплять умение составлять и решать простые задачи;

- совершенствовать технику устного счёта, случаи табличного сложение и вычитания в пределах 20.

Публикация «Урок математики „Обратные задачи“» размещена в разделах

Развивающие: развивать внимание, математическую речь, память, логическое мышление, индивидуальные способности, познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру общение на уроке, взаимопомощь, бережное отношение к здоровью.

Раздел: Числа от 1 до 100.

Тема: Сложение и вычитание.

Подтема: Решение задач (5 уроков).

1 и 2 урок – «Обратные задачи»

3 урок – «Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого».

4 урок – «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».

5 урок – Закрепление решать задачи нового вида.

Изучались «Обратные задачи»

План урока.

1. Организационное начало урока.

а) этический заряд

б) игровая ситуация

2. Актуализация знаний.

- устный счёт «Волшебная цепочка»

- Определение темы урока. Мотивация решения задач.

- подготовительная работа.

Решение задач (простых) :

а) практическая

б) по схеме (выбор выражения)

3. Работа над новым материалом.

- решение задач;

- сравнение и вывод;

- закрепление.

а) чтение правила по учебнику и сравнение с выводом урока (закрепление воспроизводящее)

б) воспроизведение творческое

в) творческое

г) минутка отдыха.

4. Повторение ранее изученного материала.

Самостоятельная работа.

5. Минутка для любознательных.

Путешествие двух точек.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов урока.

а) урока

б) работы учащихся

в) игровая ситуация.

1) Повторение ранее изученного материала.

Самостоятельная работа (проверка усвоения таблицы сложения и вычитания в пределах 20.

Карточка 1. Реши примеры. 1 уровень.

6+7=13 8+8=16

4+8=12 5+3=8

9-7=2 3+9=12

Карточка 2. Выпиши примеры с отв. 8. 2 уровень.

16-8 11-4 16-8=8

17-9 16-7 17-9=8

13-4 15-7 15-7=8

Карточка 3. Реши круговые примеры. 3 уровень.

9+3= 7+8 15-9 14-5=9 7+8=15 6+8=14

14-5= 12-5 6+8 12-5=7 15-9=6 9+3=12

Проверка самостоятельной работы.

Подведение итогов урока.

- чему мы учились? (учились составлять и решать обратные задачи)

- чему не научились?

- что мы научились делать хорошо?

- что хотите делать дома?

- кого из ребят хотите поблагодарить?

Домашнее задание. С. 22

- составить задачу «Знайка»

- обратные медаль «Всезнайка»

- кто выбрал на самую высокую оценку.

2) Чтение вывода по учебнику и сравнение с выводом урока.

Физминутка для глаз.

1) Закрыть – открыть 5-6 раз

2) Круговые вращения вправо-влево, вверх-вниз.

3) Посмотреть на ноготь указательного пальца и поднести к носу.

Решение задачи – с. 22 №1 устно

Чтение и решение.

- как назовём вторую и третью задачи;

- почему?

Творческое с. 22 №2 письменно.

- прочитайте задачу;

- о ком задача. Запишите кратко.

- решите задачу (3+4=7). Проверяем.

Работа в парах.

- составить обратные задачи.

- 1 ряд – с вопросом: Сколько поймали лещей?

- 2 ряд – с вопросом: Сколько поймали окуней?

Проверка: 1 рассказывает условие, 2 рассказывает вопрос.

- как решит задачу? (Даю индивидуальные карточки)

Минутка отдыха.

- однозначные – руки вверх

- двухзначные – присесть.

Прочитает 3 задачу Саша.

«Блокнот и линейка стоят 9 руб. Линейка стоит 4 руб. Сколько стоит блокнот?

- как изменилось её условие? (известно сколько стоят блокнот и линейка вместе, а блокнот не знаем).

- что же надо узнать? (сколько стоит блокнот)

- как записать решение?

- давайте сравним 3 задачи.

- что вы можете о них сказать? (они похожи, одинаковые).

- что одинакового? (данные, числа)

- чем отличаются? (вопросом)

- сравните решения.

- чем одинаковы? (числами)

- чем отличаются? (решением)

- какие же задачи называются обратными?

(Задачи, в которых известное становится неизвестным, а неизвестное – известным)

- посмотрите, как улыбается Знайка Математик. Об обратных задачах он и хотел нам рассказать.

- для чего же нам надо знать, уметь, решать обратные задачи? (Зная одну, можно ещё решать две).

- измените задачу так, чтобы она решалась действием «-«

(Убираю листочки после каждой задачи).

Всё меньше листочков,

Всё ближе загадка,

Вот это уберём мы,

Сделав задачку.

(Убираю листочки после каждой задачи).

Всё меньше листочков, всё ближе разгадка.

Вот этот уберём мы, сделав задачку.

На доске задачи.

1. Работа над новым материалом.

«Блокнот стоит 5 руб. Линейка – 4 руб. Сколько стоят вместе?

- О чём эта задача?

- Что вам известно?

- Что неизвестно?

- Что надо найти?

- Как решить задачу? (5+4=9). Запишите.

- Прочитайте вторую задачу.

«Блокнот и линейка стоят 9 руб. Блокнот стоит 5 руб. Сколько стоит линейка?»

- Что известно?

- Что неизвестно?

- Как решить задачу? (9-5=4). Запишите.

- Сравните две задачи.

- Чем вторая задача отличается от первой?

(В первой задаче не знаем, сколько стоит линейка и блокнот вместе. Во второй задаче – знаем. Другими словами – поменяем местами).

(Проверка карточек).

2) Мотивация решения задач.

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Для жизненных ситуаций. Сосчитать деньги в магазине. Шоколад стоит 10 руб. Сколько будут стоить 2 шоколадки, 3 шоколадки и т. д.).

Чтобы задачи верно решать, необходимо думать, рассуждать,

И, конечно, без ошибок вычислять.

А для этого нужно внимание и обязательно старание.

3) Решение задач. (Подготовительная работа).

а) практическая.

- Нарисуйте 4 квадрата на 1 строчке.

- На 2 строчке на три больше.

- Что это значит? (4 да ещё 3)

- Как узнать? 4+3=7 квадратов на 2 строчке.

- Объедините квадраты.

- Сформулируйте теперь задачу.

б) выбор выражения.

На клумбе расцвело 8 астр и 5 роз. Сколько всего астр расцвело?

- Измените вопрос и выберите выражение, которое соответствует.

Анализ урока математики.

Раздел: Числа от 1 до 100.

Тема: Сложение и вычитание.

Тема урока : «Обратные задачи»

По программе (в этом разделе) отводится 5 часов на решение задач. 1 и 2 урок – «Обратные задачи». 3 урок – «задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого», 4 урок – «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого». 5 урок – закрепление умение решать задачи нового вида.

1. Спецификой данного урока является присутствие в нём следующих этапов, т. е. : оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие детьми нового знания, первичного закрепления, самостоятельной работы с проверкой, повторение, итого урока. Таким образом, тип данного урока – введение нового знания.

2. Учащихся класса по их возможностям обучения математике можно разделить на три группы:

а) дети со слабыми возможностями (плохо развито логическое мышление, слабая память, слабые вычислительные навыки).

б) дети со средними возможностями (усваивают материал программы, самостоятельно выполняют задания 2-го уровня).

в) дети с высокими возможностями (могут выполнить задания более сложные, творческие, 3-го уровня).

При планировании урока я продумала задания для 3-х групп учащихся. Использовалась индивидуальная работа, работа в парах, карточки-помощники, дифференцированная самостоятельная работа и домашнее задание.

3. На уроке решались следующие задачи.

4. Данная структура урока была рациональна для решения этих задач. Каждый этапа урока был взаимосвязан, шло постепенное усложнение заданий, время работы на каждом этапе было определено в соответствии с объёмом материала.

5. Главный акцент на уроке я делала на развитие учащихся. Каждое задание способствовало развитию наблюдательности, сообразительности, мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

6. Методы, выбранные мной на уроке : словесные - беседа эвристическая (вопрос – ответ, сообщение, работа с учебником; практические – запись задач решения, самостоятельная работа.

Виды учебных заданий : репродуктивный, тренировочные (самостоятельная работа, частично-поисковой, творческие.

Функции заданий : обучающая, развивающая, контролирующая.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Разноцветные черепашки»Дидактическая игра «Разноцветные черепашки» Уже несколько лет я увлекаюсь бисероплетением. Цветы, деревья, украшения – все это чудесно! Но моя страсть – это маленькие животные из.

Решение обратных задач Тема: Решение обратных задач. Цели урока: 1. Учить решать обратные задачи на приведение к единице и на пропорциональное деление. 2. Повторить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок математики «Обратные задачи»
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 21:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД