МААМ-картинки

Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».

Галина Гугуева
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».
▼ Скачать + Заказать документы

Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме .

В занятие включены лишь элементарные понятия аккорда и задания, которые могут выполнить учащиеся, не посещающие музыкальные школы.

Тема урока: «Путешествие в королевство Аккордов».

Цель урока: Показать простейший способ построения аккорда – трезвучия, разные приёмы работы над развитием гармонического слуха путём пения разных аккордов.

Задачи:

Знать основные закономерности гармонического языка;

Дать учащимся знания об аккорде;

Публикация «Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме „Аккорд“,» размещена в разделах

Знать теоретические правила построения аккордов;

Владеть навыком записи аккордов;

Уметь осуществлять простейший анализ аккорда;

Владеть навыками ладового варьирования;

Владеть навыками трёхголосного пения;

Владеть начальными навыками вокальной импровизации;

Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

Фортепиано;

Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

Цветные карточки с изображением Короля, Королевы.

Раздаточный материал:

Нотные тетради;

Простые карандаши;

Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

«Элементарная теория музыки» (Фридкин).

План урока.

1. Организационный момент.

2. Беседа о гармонии.

3. Интонационная настройка в До мажоре.

4. Основные закономерности аккордового языка, определение «краски» аккордов.

5. Гармонический анализ нотного текста.

6. Игра аккордовой цепочки в До мажоре.

7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух (формулами).

8. Пение трёхголосной последовательности.

9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.

10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность.

Конспект урока.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Как вы думаете, что такое гармония?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: Гармония - это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов, так сказать, красивая музыка. Гармония – это красота во всём: в искусстве рисунка, скульптуре, архитектуре, музыке. Глядя на красивый рисунок, мы говорим: «Какая гармония!». То же самое мы можем сказать и о музыке. А что такое аккорд?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: Аккорд – это сочетание трёх и более звуков. Ребята, а вы знаете какие – нибудь аккорды?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: Аккорды бывают разные, а называются они так: Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд, терцквартаккорд…и другие.

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Мы познакомимся с самыми простыми из них: Трезвучиями.

Итак, открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день До мажора».

Сейчас мы настраиваемся, поём гамму До мажор.

Учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы. А так же на нотоносце выкладывает тоническое трезвучие.

Учитель: Самое главное - это Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Как вы видите, трезвучие состоит из трёх нот, трёх звуков, строится на звуке «До» - это тоника в До мажоре, главный опорный звук.

(Учитель проигрывает его мелодически). Отсюда и название – Трезвучие.

(Учитель играет его и пропевает по звукам вместе с учащимися: До-ми-соль). А сейчас мы сделаем по другому: первый ряд будет петь ноту До, второй ряд Ми, третий – Соль.

(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается аккорд). Ребята, как вы думаете, что мы спели, что у нас получилось?

Ученики: Мы спели аккорд.

Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас послушайте, как звучит этот аккорд – грустно или весело? Какое у него настроение?

Ученики: Весело, у него весёлое хорошее настроение.

Учитель: Правильно, тот аккорд, который звучит весело, называется мажорный. Теперь послушайте, как звучит другой аккорд – минорный. (Учитель играет минорный аккорд). Этот аккорд звучит грустно, он минорный. Представим, что это трезвучие – Королева, она грустная, потому что ей не нравится цвет её платья. А теперь поём минорное трезвучие.

(Учитель играет минорное трезвучие мелодически и поёт: ля-до-ми.) Сейчас мы споём минорное трезвучие по рядам.

(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается минорный аккорд). Какой аккорд мы спели?

Ученики: Мы спели минорный аккорд.

Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас слушаем аккорды - трезвучия и определяем их «краску» .

Ученики слушают, поют в унисон и определяют «краску». Учитель на доске прикрепляет карточки для мажорных и минорных трезвучий, подобранные детьми.

Учитель:

Ну, теперь Король и Королева на месте. Однако можно использовать ноты для записи разных аккордов. Строятся они строго в определённом порядке и обозначаются формулами. Сейчас я покажу Вам простейший способ построения аккорда – трезвучия: ноты располагаются чётко одна над одной через одну, например, До-ми-соль. Мы пропустили ноты ре и фа.

(Учитель записывает на доске, ученики переписывают. Учитель играет то, что получилось). Ребята, что же у нас получилось записать?

Ученики: Мажорное трезвучие.

Учитель: Правильно. Его формула в тональности До мажор – Т 5/3. Буква Т означает, что трезвучие Тоническое. Если бы мы строили мажорное трезвучие вне тональности, то его формула была бы Б 5/3. Здесь буква Б означает, что трезвучие просто мажорное, или большое. Под трезвучием подписываем внизу его формулу. У нас получилось трезвучие Короля – Мажорное Тоническое. Предлагаю Вам на звуке «ля» построить самостоятельно трезвучие Королевы. Оно строится так же – через одну ноту: одну пишем, следующую пропускаем. Сколько нот у вас будет в трезвучии?

Ученики: Будет три ноты.

Учитель: Правильно, начинайте выполнять работу.

Ученики выполняют задание. Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения задания.

Учитель: Молодцы, всё правильно построили, теперь сыграем и послушаем, что у нас получилось?

Ученики: Минорный аккорд.

Учитель: Правильно, а обозначим мы его формулой М 5/3, потому что строили мы его вне тональности. Буква М обозначает – минорный или малый. А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку. Я буду играть вам мажорные и минорные трезвучия, а вы будете записывать их формулами: Б 5/3 или М 5/3.

Учитель играет аккордовую последовательность:

Б5/3 – М 5/3 – Б 5/3 – Б 5/3 – М 5/3.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Учитель: А сейчас я сыграю эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,

Слетает желтый лист.

В старинном замке, при свечах,

Играет пианист.

Учитель играет аккордовую последовательность и поёт на любую мелодию стихи.

Учитель: Ребята, посмотрите, сколько интересных заданий мы с вами выполнили всего с двумя аккордами. Вам понравился урок?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. (Учитель подводит итог урока, ученикам задаются вопросы по материалу урока для его закрепления).

Домашнее задание: на аккордовую последовательность, записанную на уроке, сочинить любую мелодию или песенку в любых жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по математике в 1 классе на тему «Порядок» Урок математики в 1 классе по теме «Порядок» разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

У нас в гостях Музыка!У нас в гостях Музыка! В каждом детском саду проходят музыкальные занятия. Занятия очень нравятся детям, при условии, что музыкальные работники относятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».
Опубликовано: 28 мая 2014 в 17:08
+80Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».» (включая файлы) размещена пользователем Галина Гугуева (УИ 121712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД