Марина Нечаева
Урок по предмету «Окружающий мир» во втором классе «Тело человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель Нечаева Марина Ивановна.
Тема. Строение тела человека.
Предмет : окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс : 2
Оборудование:
1. Воздушный шарик, бельевая веревка.
2. Силуэт человека из картона, пластилин разных цветов – у каждого ученика.
3. Презентация «Строение тела человека»
4. Проектор.
Цель урока :
Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
Задачи урока :
Публикация «Урок по предмету „Окружающий мир“ во втором классе „Тело человека“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- обучающие: ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека;
-развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных опе раций анализа и синтеза;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.
Тип урока :
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 частях. Ч. 2/А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
2. Рабочая тетрадь. - М. : Просвещение, 2011.
Используемая методическая литература:
1. Яценко И. Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. – М. :ВАКО, 2012.
2. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А. А. Плешакова: 2 класс. – М. : ВАКО, 2012.
Краткое описание:
Урок окружающего мира по теме "Внутреннее строение человека" проводится во втором классе в начале второго полугодия. Этот урок является первым при изучении темы "Здоровье и безопасность".
Ход урока:
1. Организационный момент.
2 Этап. Актуализация знаний учащихся. Постановка темы урока.
Формируемые УУД
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; построение рассуждений на основе известных понятий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
- Сегодня на уроке мы покажем, как мы умеем работать и оценивать свою деятельность с помощью знакомых нам знаков. Договорились?
- Давайте узнаем тему нашего урока, отгадав загадку:
НА ЗЕМЛЕ ОН ВСЕХ УМНЕЙ,
ПОТОМУ И ВСЕХ СИЛЬНЕЙ. (человек)
- Предположите, о ком мы будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока на стр. 4 учебника.
Слайд №1
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Что хотите узнать?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Прочитайте задачи урока в учебнике.
3 этап. Самоопределение к деятельности
-ЗНАЧИТ: в течение урока нам предстоит ответить на вопросы
1. КАКИЕ части тела относятся к внешнему строению?
2. КАКИЕ части тела человека относятся к внутреннему строению?
3. ДОЛЖНЫ научиться определять на своём теле места расположения внутренних органов.
4. Будем учиться их моделировать.
Работать будем по плану: (план составляем на доске)
1. Внешнее строение
2. Внутреннее строение
3. Определение органов
- Давайте посмотрим на куклу снаружи. Я буду показывать части, а вы их называете.
(голова, шея, туловище, руки, ноги)
- Итак : делаем вывод. То, что мы видим снаружи – это и есть внешнее строение куклы.
Слайд №2
- Давайте, посмотрим, друг на друга и определим, а есть ли у нас эти части тела?
-Встаньте, пожалуйста. Погладьте себя по голове.
- Покажите шею.
- А далее как называется эта часть? (туловище)
- На туловище похлопайте по груди.
- Покажите спину.
- Погладьте живот.
- Поднимите руки вверх, похлопайте руками.
- Потопайте ногами.
-Молодцы. Садитесь.
- А кто, знает, как можно другим словом назвать руки и ноги? (конечности).Найдите это слово в толковом словаре.
-ВЫВОД: значит, предметы имеют внешнее строение и к ним относятся … слайд.
А теперь откройте рабочую тетрадь с. 3 и выполните задание 1. Ответ проверьте на слайде №3 и оцените себя.
- А кто из вас исследовал куклу? Что там внутри?
- А что вы знаете о внутреннем строении человека?
- Тело человека внутри состоит из органов. А из каких? Нам поможет ответить на этот вопрос материал учебника на стр. 5. (работаем в парах).
- Чья пара уже может назвать внутренние органы?
Ученики высказывают свои мнения.
Ученики отгадывают загадку.
Ответы детей.
Читают уч-ся самостоятельно.
Учащиеся называют знакомые им части.
Смотрят друг на друга.
Выполняют действия.
Уч-ся работают со словарём, находят значение этого слова.
Вывод делают уч-ся.
Работают в парах, проверяют друг у друга и оценивают себя.
Исследуют куклу, делятся впечатлениями.
Ответы детей.
Работа в парах.
Этап №2 Изучение новой темы.
Формируемые УУД
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела человека. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Показываю модель мозга.
- В какой части тела располагается этот орган, судя по его названию?
(Дети берут пластилин серого цвета, «вылепливают» головной мозг и прикрепляют на силуэт человека из картона. Аналогичная работа ведется с остальными органами, изучаемыми на уроке.)
- Головной мозг ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим.
Слайд №4
- Итак: сделайте модель из пластилина и прикрепите на силуэт человека из картона.
(аналогичная работа ведётся с остальными органами, изучаемыми на уроке.)
- Как долго вы можете не дышать?
- Давайте это проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вздохнуть, вы поднимите руку и запомните числа, которые я вам назову.
- Сделайте вывод, как долга человек может не дышать.
- Дыхание происходит при помощи легких.
Слайд №5.
Легкие – правое и левое – расположены внутри грудной клетки с со всех сторон защищены ребрами. Когда мы делаем вдох, легкие увеличиваются, а при выдохе – уменьшаются. Легкие вбирают в себя кислород из вдыхаемого воздуха и избавляют организм от углекислого газа. Без легких мы не могли бы жить. За сутки мы делаем 23 тысячи вдохов и выдыхов.
- Так для чего нужны лёгкие? (дышать)
- Где они располагаются? Покажите на себе. Приложите ладошки к груди.
- модель.
-Послушайте, стучит ли у вас в груди? Как вы думаете, какой это орган?
- Скажите, как узнают, жив человек или умер?
- Прежде всего прослушивают, бьется ли у человека сердце. Где оно находится?
Слайд №6
- Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. И ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. А размером оно всего с кулак. Покажите мне какого размера ваши сердечки?
-А где оно находится?
-Какую работу выполняет?
-- модель.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Мама подает вам на обед кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете ли вы есть такой обед? Почему?
- Точно так и нашему организму нужна по – особому обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются несколько органов. Главный орган пищеварения (желудок.) Из учебника с. 6 найдите ответ на вопрос.
Слайд №7
Он находится в верхней части живота с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик (учитель показывает спущенный воздушный шарик). Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается.
- (надуваю шарик)
-- модель.
-Как его по другому называют? (внутренняя кухня)
-Какую работу выполняет желудок?
-Где находится? (в верхней части живота, слева.)
-Положите ладошку на область желудка.
- Когда пища становится мягкой, как каша, она переходит из желудка в кишечник. Прочитайте статью на странице 7. И задайте друг другу вопросы.
Слайд №8
Длина кишечника почти 8 м (учитель с другими учениками растягивает 8-миметровую веревку, но свернут так плотно, что целиком помещается в животе.
- Что происходит в кишечнике?
-Где находится кишечник?
- смоделируйте.
- Найдите на силуэте.
Ещё об одном органе нам расскажет Вика Мор.
- Печень находится с правой стороны от желудка. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
Слайд №9
- Печень находится в правой стороне, примерно на уровне локтя.
- Давайте определим у себя.
-Какова её функция?
- - модель.
Покажите и оцените свою моделью
- Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.
Ответы детей.
Практическая работа.
Практическая работа.
Ученики делают вывод.
Моделируют лёгкие.
Дети высказывают свои предположения.
Показывают органы.
Ответы детей
Дети показывают размер своего сердца
Практическая работа
Работа по учебнику с текстом, выбирают, находят нужную информацию.
Ответы детей.
Показывают.
Задают вопросы друг другу.
Показывают.
моделируют
Подготовленное сообщение.
Показывают, где печень.
Делают выводы.
Показывают мне силуэт с выполненной моделью и в листе самооценки оценивают себя.
Этап №3 Первичное закрепление
Формируемые УУД
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; умение работать с компьютером.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Групповая работа
1) группа разгадывает кроссворд. Части тела.
(Предлагаю проверить ответы)
2) группа Кроссворд «Внутренние органы»
(Проверяют ответы)
3) группа Упражнение «Угадай, о каком органе идет речь»
Оцените работу в группах.
Выполняют учащиеся первой группы.
Выполняют учащиеся второй группы.
Выполняют учащиеся третьей группы.
Самопроверка работы
Индивидуальная самопроверка учащихся.
Самооценка.
Этап №4 Рефлексия.
Формируемые УУД
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Оцените свои достижения на уроке. (уч-ся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
-Учитель комментирует отметку.
- Всё ли мы выполнили?
- Ответили на вопросы, которые ставили в начале урока?
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Учащиеся выполняют движения вслед за учителем.