Урок презентация «Введение Пресвятой Богородицы во храм»

Галина Васильевна Аникеева
Урок презентация «Введение Пресвятой Богородицы во храм»

Разработка открытого занятия

ВВЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(для старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста)

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Цель и задачи:

-дать детям представления о Земной жизни Пресвятой Богородицы,

- обогащать словарь детей новыми выражениями и словами (город Назарет, благочестивая семья, Благая весть, ясли, явления Пресвятой Богородицы);

- развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Пресвятой Богородицей;

- приобщать детей к благочестивым традициям;

- воспитывать у детей почитание, нежность, заботу к своей маме;

- воспитывать внимание и послушание.

- Экскурсия в Свято-Покровский Храм станицы Каневской.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

Большая икона или репродукция иконы «Введения во храм Пресвятой Богородицы» на подставке, покрытой голубым покровцом; альбомы для рисования, цветные карандаши. - «Священная история в рассказах для детей» С. С. Куломзина, Москва – 2003год;

- «Святое» – рассказы для детей, 2006 год;

Компьютор, проектор, слайды мультимедиа.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Рефлексия.

4. Практическая часть.

5. Заключение.

Педагог: Ребята, вы, наверное, помните, что несколько раз за прошедшую осень мы на наших занятиях беседовали о Богородичных праздниках. В сентябре мы отмечали Рождество Пречистой Девы и говорили о том, что её родители, святые праведные Иоаким и Анна, принимая как чудесный Божий дар рождение Дочери, дали обет- обещание Господу посвятить свою Дочь на служение Ему.

Сегодня в начале зимы, мы с вами тоже будем знакомиться с праздником, установленным в честь Пресвятой Богородицы.

Слайд 4

Властной поступью скрипучей,

Снежные гоняя тучи,

Стужей утренней пугая,

К нам зима пришла седая.

Пост Рождественский встречаем,

Славный праздник отмечаем –

Приснодевы в храм Введенье

Ангелам на удивленье.

Слайд 5

В одном городе жили муж и жена Иоаким и Анна. До самой старости у них не было детей. Но они усердно молились Богу, и у них родилась дочь. Её назвали Марией. Принимая рождение дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна дали Богу обещание: посвятить свою дочь на служение Ему. Иоаким и Анна любили свою Дочь всем сердцем и растили Её с нежностью.

Незаметно пролетели три года после рождения Девы Марии. Они были самыми радостными в жизни Иоакима и Анны. Первые слова, первые робкие шаги малютки Марии - все наполняло сердца стариков-родителей тихой радостью. А когда Ее личико вновь и вновь озарялось милой и светлой улыбкой, они чувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете.

Слайд 6

Но как бы хорошо им ни было втроем, Иоаким и Анна не забывали про свое обещание, данное Господу: они должны отдать Дочь Тому, Кто даровал им Ее. И когда Марии исполнилось три годика, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить обещанное. Как было принято в то далекое время, посвященных Богу детей отдавали в Иерусалимский храм, где они жили, учились и воспитывались.

Слайд 7

В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Богородицу Марию в лучшие одежды и торжественно повели Её в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль полей, девушки несли в руках зажжённые свечи и пели псалмы. Когда процессия приблизилась к храму, на встречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме.

Слайд 8

Маленькую Марию не страшила предстоящая разлука с отцом и матерью - ведь Она знала о Боге с самого раннего детства. Родители часто рассказывали Ей, что Она родилась благодаря Господу, что еще до рождения посвящена Ему. И, едва научившись говорить, Мария уже произносила Его имя в Своих детских молитвах.

Слайд 9

Наконец на третий день пути впереди показался величественный Иерусалим. После отдыха, переодевшись в праздничные одежды, путники вступили в священный город. Как и было положено, впереди шли поющие девочки с горящими светильниками в руках, за ними - Иоаким и Анна с Марией и все остальные. Торжественная процессия направилась к храму.

Слайд 10

Здесь их уже ждали священники. В храм вели пятнадцать высоких ступенек. Взволнованные Иоаким и Анна подвели малютку Марию к первой ступени. И вдруг неожиданно для всех, никем не поддерживаемая, Она легко преодолела их все и оказалась перед самым главным священником - первосвященником Захарией.

Слайд 11

Дальше произошло и вовсе невероятное: Захария взял Марию за руку и повел вглубь храма, в помещение, называемое Святое Святых, - место особого Божиего присутствия. А ведь сюда не имели права входить даже священники! Только первосвященник входил во Святое Святых всего один раз в году во время принесения жертвы. Послушайте, как говорится об этом в стихах Иоанна Рутенина.

Педагог читает стихи.

Ростомер для девочек.

Огни, как на праздник Великий горят,

И юные девы все в белом стоят.

Марию родители к храму несут

И в храм по обету Её отдают.

И только встревожена мать не шутя:

«Заплачет, и вспять повернётся дитя!»

Но лишь Её к лестнице мать подвела –

Сама на пятнадцать ступенек взошла!

Была как цветок Она нежный чиста;

Её не смущала Её красота.

Она надевала красивый наряд,

Не для того, чтоб привлечь Ей ребят,

Но к Богу любовь в ней горела огнём:

Мария молилась и ночью и днём!

За это Её Бог-Отец возлюбил,

И Ангел небесною пищей кормил.

Ты видишь, как юная Дева скромна.

Сидит за работой всё время Она.

Отрочества годы к тебе уж пришли:

Родителей слушайся и не шали;

Их непослушаньем не обижай,

И с кротостью Деве Святой подражай.

Не злись и не сетуй, собой не гордись,

А чаще Марии Пречистой молись!

Педагог.

-О ком говорится в этом стихотворении?

-Куда Её привели родители Иоаким и Анна?

- Поэт говорит о Её любви к Кому?

- За что Её Бог-Отец возлюбил?

- Какими мы должны быть?

- Кому мы должны подражать?

Слайд 12

А что же было дальше? Удивлению назаретских спутников Марии не было предела. Ведь они не знали, что Дух Святой открыл Захарии будущее предназначение маленькой Девочки.

После торжественного обряда посвящения Иоаким и Анна возвратились в Назарет, а их Дочка осталась жить при храме.

Слайд 13

Ангелы склоняются кротко пред Тобой,

Маленькая девочка.

Во алтарь святой входишь за священником, как к себе домой.

И поем сегодня мы для Тебя одной.

Чистой Деве - чистые, белые цветы.

Сердце наше ведает лишь Господь и Ты.

Матерь Божья в бедное сердце загляни,

И о наших близких Сына умоли.

Слайд 14

Живя при храме, Дева Мария вместе с другими девочками после утренней молитвы изучала Закон Божий, обучалась чтению и письму, занималась рукоделием (пряла, ткала и шила) и ухаживала за больными. Она была самой благочестивой, доброй и кроткой. Так незаметно прошло девять лет.

Слайд 15

Марии исполнилось двенадцать, когда Ее жизнь омрачилась печальным известием: умер Ее отец, восьмидесятилетний Иоаким. Овдовевшая Анна вскоре перебралась в Иерусалим, поближе к Дочери, но через два года умерла и она. Осталась Мария круглой сиротой. Грустно детям жить без родителей, но Мария, хотя и горевала, чувствовала Божию любовь и утешение. И решила тогда Она всю Свою жизнь посвятить только одному Богу.

Педагог.

- Давайте-ка, ребята, мы с вами откроем наши альбомы и постараемся на альбомном листе нарисовать лестницу из пятнадцати ступеней.

Педагог может на доске изобразить лестницу.

-А теперь попробуем представить, что каждую ступень лестницы можно назвать именем какой-то добродетели: пусть в альбоме каждого из вас ступени носят названия тех добродетелей, которые нужно преобрести вам, чтоба подняться по ступеням своего храма, подражая Пречистой деве.

(Можно поразмышлять вслух вместе с детьми, дав название двум-трём ступеням. Если дети уже умеют писать, можно и печатными буквами. Продолжить выполнение задания можно предложить детям дома, вместе с родителями, пообещав спросить о задании на следующем занятии.)

Рефлексия.

Педагог подводит итог первой части занятия:

- Дети! Введение во храм имело в жизни Пресвятой Богородицы огромное значение. Оно переменило жизнь юной Девы так, что это событие иногда называют вторым рождением Богородицы, рождением для новой жизни, посвященной одному Богу. Все дальнейшее детство Пречистой Девы прошло в храме, в трудах и молитвенном служении Богу.

- А знаете ли вы? Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь празднует 4 декабря. С этого дня, предвосхищая близость праз-дника Рождества Христова, в храмах начинают петь рождественское песнопение: «Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите» («Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте»).

А наши благочестивые предки, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях, и дорогой припевали:

Введенье пришло,

Зиму в хату завело,

В сани коней запрягло,

В путь-дорожку вывело,

Берег с берегом связало,

Воду к земле приковало,

Снег заледенило,

Малых ребят,

Красных девчат

В салазки усадило,

На ледянке с горы покатило.

Педагог.

В старину после дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинался зимний торг. Белокаменная Москва, да и другие города, начинали торговать санями, свозившимися в города из промышлявших лубяным промыслом посадов и слобод. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади (название площади закрепилось с тех пор). Между санными рядами расхаживали продавцы калачей, пирогов, сбитня, приглашавшие покупателей и продавцов «проведать стряпни домостряпной, не заморской, не бусурманской». Сами торговцы Лубянского торга, славившиеся своим мастерством на красное слово, нет-нет, да и выкрикивали заходившему в ряды московскому люду прибаутки:

Вот санки-самокаты,

Разукрашены, богаты,

Разукрашены, раззолочены,

Сафьяном оторочены!

Введеньев торг у двора,

Санкам ехать пора!

Сани сами катят,

Сами ехать хотят!

К вечеру, если не вся, то добрая часть первопрестольной Москвы каталась на новых санях. А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и зимнюю пору рукоделием, к празднику Введения Богородицы во храм, найдя немного времени между работами по прядению и ткачеству, старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно для девочек, так как их чествовали в праздник Введения во храм Богородицы. Так вот старались мастерицы-бабушки, мамы и сестрицы – сделать маленьким девочкам в подарок к празднику тряпичную самодельную куклу. Девочки, вам ровесницы, и сами могли такую куклу смастерить.

- А вот как величали праздник:

Величаем Тя, Пресвятая Дево,

Богоизбранная Отроковице,

И чтим еже в храм Господень

Вхождение Твое.

Использованы материалы книги "Сегодня праздник". О. Глаголева, Е. Щеглова. Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006г.

Публикации по теме:

План НОД «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Программное содержание: Обучающие задачи: Познакомить с иконой праздника «Покрова Божией Матери»,.

Открытки к празднику «Благовещение Пресвятой Богородицы»Открытки к празднику «Благовещение Пресвятой Богородицы» 7 апреля православные христиане отмечают двунадесятый (один из главных двенадцати) праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы». Немного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Урок презентация «Введение Пресвятой Богородицы во храм»
Опубликовано: 31 декабря 2014 в 09:07
+110Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 ноября. День ракетных войск и артиллерии

Артиллерия – это бог войны, а офицеры-артиллеристы – элита любой армии. Потому что для этой профессии необходим высокий уровень подготовки (несмотря на то, что с приходом компьютеров громоздкие таблицы на...

19 ноября. День рождения М.В.Ломоносова

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – российский ученый-естествоиспытатель мировой величины. Химия, физика, астрономия, история, география, геология, металлургия, стекловедение и даже...

Конспект логоритмического занятия «Мамин День»
Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День». Цель: Коррекция речевых нарушений посредством сочетания слова, ритма, музыки и движения. Задачи: -...
Фотозарисовки «Мое знакомство с островом Тенерифе»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю делиться с вами своими впечатлениями о моих путешествиях. Остров Тенерифе. Остров вечной весны....
Фотоотчет «Осенние поделки»
Доброго времени, уважаемые коллеги! В октябре проводилась в нашем детском саду выставка творческих работ на осеннюю тематику. Как всегда родителям и...