Юлия Пусева
Условия и средства эстетического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Условия и средства эстетического воспитания.
Для воспитания эстетического восприятия в ДОУ необходимы определенные условия. Если среда, в которой живет и развивается ребенок, эстетична, если ребенок наблюдает за культурными отношениями между людьми, слышит правильную, красивую речь, то воспринимать эту среду он будет как норму. Порядок в доме, аккуратность в одежде, красивые предметы быта вызывают положительные эмоции.
Публикация «Условия и средства эстетического воспитания» размещена в разделах
Из наблюдений в ДОУ: если на стол перед детьми поставить одинаковую посуду, обычные карандаши для рисования или другие предметы быта, а одному ребенку поставить особенно украшенную посуду или карандаши в красивой коробке, то дети это заметят и у них возникнет потребность иметь такую же посуду, карандаши и так далее.
В эстетике быта должна присутствовать доброжелательная, интонационно богатая речь взрослых. Непривычные слуху детей слова будут вызывать интерес и развивать красоту языка.
Из наблюдений в ДОУ: воспитатель изо дня в день приходит к детям в одной и той же одежде, но стоит ему чуть изменить своему стилю в одежде, дети тут же отмечают это словами «вы красивая», «у меня тоже красивое платье», «моя мама тоже красивая». Тем самым дети стремятся подражать взрослому, стремятся к эстетическому комфорту в собственном внешнем виде. Необходимо проговаривать цели и конечный результат в совершении определенных действий, связанных с эстетикой быта, вслух анализировать свои действия и поступки детей. Например: «Миша, давай причешемся после сна, ведь не только девочки должны выглядеть опрятно!», «Ребята, как аккуратно вы поставили игрушки на место, посмотрите, как уютно теперь в комнате!»
Необходимым средством эстетического воспитания является наблюдение за природой. На прогулках важно обращать внимание детей не только на сезонные или погодные явления и изменения, но и на такие нюансы, как блеск росы на траве, необычно изогнутую ветку дерева, яркость красок цветов, как сказочно хрустит снег или как успокаивающе шумит дождь. Необходимо закреплять увиденное словами поэзии.
Еще одним средством эстетического воспитания является искусство : изобразительность, музыка, литература, театр. Особенно чувствительны дети к музыке. Ведь еще в утробе ребенок реагировал на разные звуки. Через мелодию колыбельной младенец начинает реагировать и чувствовать мир.
Увлечь детей художественной деятельностью не составляет особого труда. Стоит только начать взрослому расставлять краски на рабочие столы, как дети начинают оживляться, подбегать с вопросами «а что мы будем делать?», «можно я помогу?», «я хочу вот эти краски», «дайте мне самую тоненькую кисточку».
Все эти средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство – эффективны сами по себе и во взаимосвязи. В непосредственной образовательной и совместной деятельности необходимо использовать правильное их сочетание.