Анастасия Болтенкова
Успех порождает успех
▼ Скачать + Заказать документы
Публичная лекция на тему: «Успех порождает успех»
Здравствуйте, я – Болтенкова Анастасия Евгеньевна, учитель начальных классов школы № 20.
«Годы обучения в начальных классах - это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития детей",- писал Василий Александрович Сухомлинский.
Сделать этот период в жизни современного школьника ярким, радостным, полезным, запоминающимся и обеспечить всестороннее развитие ребенка - достаточно трудная задача для учителя начальных классов. 21 век принес глобальные изменения в нашу жизнь.
Публикация «Успех порождает успех» размещена в разделах
Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Передо мной встает проблема, а как создать ситуацию успеха ребенка на уроке? Сегодня в своем выступлении я выделяю такую проблему как: «Создание ситуации успеха ученика в процессе обучения». Ведь именно создание ситуации успеха является одной из важнейших задач успешного обучения.
Стремление к успеху - уровень мотивации, который можно определить большим желанием ребенка выполнить какой-либо вид деятельности. Противоположный вариант настроя проявляется на уроке в молчаливом и бездумном сидении школьника. («Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте»). Вот один и примеров реализации такой попытки: Ничего не бойся – ты делаешь для всех. Лишь на тебя надежда и верим в твой успех. Получится, как надо, и даже сверх того.
Нужно разделять понятия «успех» и «ситуация успеха»
Ситуация — это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам успех результат той или иной ситуации. Ситуация успеха — это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте).
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, у ребенка появляется стимул заниматься и дальше подобной работой.
Таким образом, уже лексическое значение понятия успех дает представление о значении педагогическом.
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует, прежде всего, определения сущности и смыслового значения рассматриваемых понятий.
Достижения успеха
Вероятность достижения успеха - это состояние, когда ребенок понимает, что все зависит только от него, что только он может повлиять на ситуацию, в противоположной же позиции ребенок считает, что от него ничего не зависит, кто-то другой определяет ситуацию, но не он.
Переживание учеником ситуации успеха :
• повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
• стимулирует к высокой результативности труда;
• корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
• развивает инициативность, креативность, активность;
• поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".
"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У вас обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
"Возможно, лучше всего начать с. "
"Выполняя работу, не забудьте о. "
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться. "
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты можешь. "
"Только тебе я могу доверить. "
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. "
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
"Нам уже не терпится начать работу. "
"Так хочется поскорее увидеть. "
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
"Тебе особенно удалось то объяснение".
"Больше всего мне в твоей работе понравилось. "
"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в учебной деятельности школьника затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений так же, как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей. Поэтому учитель должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, т. к. моральные, нравственные аспекты общения учителя с учащимися имеют колоссальные значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов, то есть успешное проведение урока в первую очередь зависит от учителя.
Опираясь на инициативу, самодеятельность, коллективизм учащихся, педагог дает своим ученикам разнообразные положительные характеристики. Это способствует формированию у учащихся умений находить у себя большое количество положительных качеств, индивидуально оценивать себя.
В процессе работы я часто оказываю необходимую поддержку, без которой слабые и неуверенные в себе дети не достигают успеха. Такая поддержка совершается обычно путем коротких реплик либо мимической реакции на предварительные результаты: «Так-так»; «Не так уж и плохо»; «Неужели ты это сам придумал!», «Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!», «Приятно посмотреть на твою работу!»
Я придерживаюсь мнения, что доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ребёнка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей, способны формировать адекватную самооценку младшего школьника и положительную динамику в обучении ребенка.
Я напоминаю родителям, что самооценка, сформированная в детстве, как правило, переносится во взрослую жизнь и может существенно на неё влиять. Необходимо поддерживать само ценность ребёнка, помогать ему полюбить себя.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе,
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов,
В век инноваций, новизны!