Надежда Овчинникова
Утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый ребёнок – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего малыша крепким, выносливым, подвижным?
К сожалению, таким он не может стать сам. С ребёнком необходимо заниматься.
Ранний возраст – важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает нас неустанно работать над проблемами физического воспитания детей. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.
Публикация «Утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика для малышей» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождающего словами, песенками, прибаутками, музыкой решаются задачи речевого развития ребенка:
• прогрессирует понимание речи;
• обогащается активный словарь;
• начинается фразообразование;
• усложняется наглядно-действенное мышление;
• естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;
• формируется эмоционально-волевая сфера.
Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.
К нам поступают дети с ослабленным здоровьем, уже в раннем возрасте имеющие хронические заболевания. Ребята плохо понимают обращенную к ним речь, у них нарушено звукопроизношение, проявляется отставание познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Одним присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность. Другим свойственны заторможенность, апатичность. Дети с нарушением речи часто отстают в физическом развитии.
Отставание сказывается:
- в нарушении общей и мелкой моторики;
- в общей скованности и замедленности в выполнении движений;
- в замедленности процесса освоения новых движений;
- в нарушении осанки, плоскостопии.
Коррекционная работа по физическому воспитанию представляет собой специальную систему двигательной деятельности. Это:
• утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика;
• физкультурные занятия;
• физкультминутки;
• подвижные игры;
• пальчиковая гимнастика.
Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. По своей структуре она проста и доступна детям. Игры с движениями доставляют им удовольствие, к тому же не требует сложного оборудования.
Гимнастика представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:
• Элементы логоритмики. (Это движения с речевым сопровождением. Они способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения.)
• Пальчиковая гимнастика, включающая активные упражнения и игры для пальцев рук.
В каждом комплексе имеются упражнения на дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учим ребенка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
В заключительной части гимнастики используются особые упражнения – это релаксация, которая дает возможность расслабить мышцы ног, рук, туловища. Она позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Чтобы гимнастика была эффективной и дала результаты, необходимо выполнение определенных условий:
- играть с ребенком надо, чувствуя себя партнером, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях;
- сопровождать движения стихотворным текстом, так как ритм, рифма не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организуют ритм и темп движения;
- текст произносить четко, эмоционально, с повторениями;
- играть против желания ребенка недопустимо.
УПРАЖНЕНИЯ УТРЕННЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1. «Снежинки» (движения согласно тексту)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок,
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Полетели, понеслись
И на землю улеглись.
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок-
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
2. «Жук» (под пение, дети ползают на четвереньках)
По дорожке жук-жук,
По дорожке черный.
Вот поймаю я жука-
Какой он проворный!
По дорожке побежит (малыши перевертываются на спину,
И на спинку ляжет. машут руками и ногами).
Лапки к верху поднимает
И как будто пляшет.
3. «Совушка» (дети вращают головой вправо и влево, топают ногами, закрывают и открывают глаза).
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
4. «Мишка» (дети прыгают, воспитатель имитирует действия медведя, зовет ребят к себе и грозит пальцем).
Зайка по лесу гулял,
А в берлоге мишка спал.
Ближе зайка подбежал
И зайчат к себе позвал.
Услыхал медведь и давай реветь:
«Кто тут смеет так шуметь?»
(дети хлопают в ладоши, топают ножками, поочередно выставляют вперед то одну, то другую ногу, пляшут)
Мишка, ты нас не пугай,
Вместе с нами поиграй;
Лапочками хлоп-хлоп,
Ноженьками топ-топ.
Выставляем ножки
В беленьких сапожках,
Хвостиками машем,
Весело все пляшем.
Зайкам мишка помахал
И в берлогу убежал.
5. «Игрушки» ( дети изображают игрушки: скачут, как лошадки; взмахивают руками, как кукла; кружатся, как волчок, ложатся на бок. Раскинув руки в стороны, бегут с наклоном, хлопают в ладоши).
Скачет конь наш, цок-цок-цок.
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши,
Своей ручкой помаши.
Вот как кружится волчок-
Прожужжал и на пол лег.
Самолет летит, летит.
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь мы все – матрешки,
Громко хлопаем в ладоши.
6. «Птички» (дети сидя на корточках поворачивают голову вправо и влево. Встают, бегут, взмахивая руками, садятся на скамейки, трут руками плечи, крутят руками).
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
Полетели, полетели
И на веточки уселись.
Перышки почистили,
Хвостиком встряхнули.
Опять полетели.
На дорожку сели,
Прыгают, чирикают,
Зернышки клюют.