Лучший педагог года

В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)

Юлия Бабич
В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)

В детский сад с улыбкой.

В июне 2о12 года в нашем микрорайоне открылся новый детский сад, куда я пришла работать воспитателем во вторую младшую группу. Хотя у меня уже имелся опыт работы в детском саду, но для меня, как и для других педагогов стала актуальной проблема адаптации детей к детскому саду. Ведь от того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Поступление в детский сад изменяет весь уклад жизни ребенка. Ему необходимо, разлучившись на время с родными, вступить в контакт с незнакомыми ранее взрослыми, со сверстниками, никогда до этого не встречавшимися ему в таком количестве. Он должен овладеть правилами поведения в новой среде, научиться ориентироваться в ней, проявить самостоятельность.

Публикация «В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)» размещена в разделах

К сожалению, этот процесс проявляется очень болезненно и трудно. В нашей группе некоторые дети отказывались от еды, сна, не желали общаться со сверстниками и взрослыми, кусались, бросались игрушками, длительное время плакали и звали маму. Мы, педагоги, как могли старались облегчить детям это состояние. Главной целью моей работы стало - выявить особенности адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения и разработать систему педагогических воздействий, обеспечивающих ребенку быстрое и безболезненное вхождение в эти новые для него условия. На основании вышеизложенного определила следующие задачи, которые в своей работе я реализовала во время адаптационного периода у детей :

• педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей,

• формирование у детей чувства уверенности в окружающем,

• создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Моя работа началась со знакомства с родителями и детьми. Просвещение родителей по вопросам адаптации началось с первого прихода их в детский сад. В фойе нашего детского сада родители могли взять с собой для ознакомления рекомендации-памятки "как подготовить ребенка к детскому саду". Проводилась небольшая экскурсия для родителя и ребенка, где показывались основные помещения детского сада и группа, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. В группе родителям предлагалась анкета "Давайте познакомимся", в которой собиралась информация о родителях, ребенке и других членах семьи. Целью этой анкеты было собрать информацию о семье, выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения, а также - собрать информацию о ребенке: выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Эта анкета помогла построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек. Родителям предлагалось ознакомиться с нормами адаптации, чтобы они знали: даже если ребенок общительный, с удовольствием и желанием идет в группу, не следует оставлять его здесь на 8-10 часов. Сначала для каждого ребенка устанавливался индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. В первые дни родителям советовали присутствовать в детском саду вместе с ребенком. Это помогало ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе требований детского сада. В процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили с собой из дома любимые игрушки. В шкафчике для раздевания ребенка, предлагалась (по желанию) полочка для любимых игрушек, принесенных из дома, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее. В группе детей встречал сказочный персонаж - Петрушка, т. к. важной целью встречи является формирование у малыша положительных ассоциаций, связанных с детским садом. Петрушка приглашал детей поиграть яркими, красочными игрушками. С помощью этого персонажа старалась отвлечь ребенка от расставания с родителями. Каждый вновь поступивший ребенок находился в центре внимании. Спокойно, ласково и подробно объясняла ребенку все происходящее, готовила его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает. Проводилась индивидуальная работа с трудно привыкающими к режиму детского сада детьми. Этим детям уделялось максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. С детьми организовывались групповые и индивидуальные игры, чтобы заинтересовать ребёнка, и как можно больше приблизить его к себе.

Ключевым моментом являлось знакомство с группой в игровой форме: "Найди игрушку", "Чьи вещи", "Как пройти". В организацию адаптационного периода мною включались элементы театрализованной деятельности:

- показ настольного театра "Теремок", "Маша и медведь", "Волк и семеро козлят"

- драматизация сказки «Репка»

- инсценирование потешки "Зайка серый умывается"

- игра инсценировка "Сварим из овощей вкусный суп".

На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: "Уложим зайку спать", "Чаепитие", "Устроим кукле комнату", " Мишка встречает гостей", "Купание куклы Тани", "Встреча с доктором Айболитом", "Рассмешим наши игрушки".

Изучала индивидуальные особенности каждого ребенка и старалась вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Использовала в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей: пускание мыльных пузырей, пальчиковые игры, слушание спокойной музыки, веселых детских песен, чтение потешек, монотонные движения руками (нанизывание колец на пирамидку, фигурок овощей и фруктов на шнур, рисование красками. Создавались такие ситуации, в которых ребенок больше смеялся: использовались игрушки-забавы, просмотр мультфильмов.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому использовались такие приемы, как: настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий, рассказывание сказок, ласкание ребенка: поглаживание ручек, ножек, спинки. Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка ежедневно проводились беседы с ними, вселявшие в них уверенность. Опыт ребенка не осуждался, а, наоборот, родителям рассказывались только положительные моменты.

В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья детей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей. С родителями проводились различные консультации. В уголке «Азбука вежливости» (Разговор с родителями, давались советы, как помочь ребёнку войти по возможности безболезненно в жизнь детского сада. Чтобы помочь родителям в период адаптации, велась совместная работа и со специалистом по физическому воспитанию.

Данная система работы, на мой взгляд, помогает ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепляет резервные возможности детского организма, способствует процессу ранней социализации. Благодаря данной работе, процесс адаптации детей в нашей группе успешно завершился. Конечно же, заметен положительный результат работы. Дети привыкли к режиму детского сада, научились играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку с родителями, хорошо спят и у них не пропадает аппетит. Мы можем не тревожиться. Дети готовы к новым изменениям в своей жизни.

Итак, общая задача педагогов и родителей помочь ребёнку безболезненно войти в жизнь детского сада, решена.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни.

Публикации по теме:

Адаптация ребёнка к детскому саду Адаптация ребёнка в детском саду. Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 11:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД