Энза Закирова
В гостях у братьев наших меньших
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому яь любое своё действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, стараюсь оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. Это интегрированное занятие по ознакомлению с природой и ФЭМП.
Публикация «В гостях у братьев наших меньших» размещена в разделах
Цель: расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, их образе жизни; подвести к представлению о зверях и животных, формировать интерес к жизни животных; закрепить счет и состав чисел в пределах «5» из двух меньших чисел, а также понятия: поровну, по четыре, по два, по одному; Учить ориентироваться в пространстве (лабиринт), закреплять представления: «длиннее», «короче», геометрические формы; развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные способности; прививать любовь к братьям нашим меньшим – продолжать экологическое воспитание.
Материал: картины: «Зайцы», «Медведи», «Лисы», «Белки»; картинки с изображением или сам корм для животных (веточки осины, орехи, грибы, шишки, мед, ягоды малины, рыба, мышка); полоски – мерки, цифры от «1» до «5», лабиринты, схемы: «Что общего?», «Дикие животные».
Ход занятия
Настрой детей: Вместе с солнышком проснулись, потянулись, улыбнулись. Крепко за руки возьмись, своей теплотой, добротой поделись.
Сюрпризный момент: Входит обезьянка. Она прибыла из Африки и хотела бы узнать больше о животных нашего края, подружиться с ними. Воспитатель с детьми приглашают ее на занятие, так как именно этой теме оно будет посвящено.
Часть I «Все животные разные»
В. : Ребята, посмотрите, какие животные изображены на картинах?
Д. : Медведь, заяц, лиса, белка (у медведицы - медвежата, у зайчихи- зайчата, у лисы- лисята, у белки- бельчата).
В. : А как вы догадались, что это медведица и ее медвежата?
Д. : Медведи большие, у них темная (бурая) шерсть, маленькие округлые уши, большие лапы. Он может ходить на двух лапах, как человек.
В. : А как вы узнали, что это зайчиха с зайчатами?
Д. : У зайцев уши длинные, чтобы слышать, как приближаются лиса, волк. Зайчата такие же пушистые, как мама.
В. : А что можно сказать о хвосте зайца?
Д. : Он короткий, т. к. длинный ему не достался – так говорится в сказке.
В. : А белку с лисой вы не спутаете? Они же обе рыжие, и хвосты у них обеих пушистые.
Д. : Лиса крупнее белки. Она живет в норе, а белка в дупле. У лисы на ушах нет кисточек, а у белочки есть. Лисята играют на земле, а бельчата по веткам прыгают.
В. : Как вы думаете, белка и заяц ходят или прыгают? Чем их лапы отличаются от лап других животных? Посмотрите внимательно на картинки, где изображены заяц и белка, и скажите, чем передние лапы у них отличаются от задних? Они одинаковые или разные?
Д. : Они разные, задние длиннее, передние короче.
В. : А как это доказать?
Д. : Можно сравнить с помощью полосок – мерок (измеряют длину лапок с помощью мерок)
В. : Так почему они не умеют ходить?
В. : У них лапы разные по длине, поэтому они умеют только прыгать.
В. : Скажите мне, пожалуйста, каких частей тела у зверей по 2 (по 4, по 1).
В. : Да, рот один и нос один, давайте вспомним забавный стишок об этом
Одна голова нам дана, а глаза два и уха два.
И два виска, и две щеки, и две ноги и две руки,
Зато один и нос и рот, а будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука - зато два рта, два языка
Мы только бы и знали, что ели, да болтали.
Физкультминутка «Буги – вуги» (на закрепление понятий «правый», «левый»).
В. : Мы с вами определили, чем отличаются медведь, заяц, лиса и белка. А что же у них общего? (В. Последовательно выставляет опорные карточки, а дети комментируют, что на них изображено) голова с двумя ушами, тело покрыто шерстью, у них по 4 лапы, мама
кормит детенышей молоком
В. : Животных этих еще называют млекопитающими, они кормят своих детенышей молоком. Вы, наверное, видели, как котята сосут молочко. Вы тоже сосали молоко из маминой груди, когда были маленькими. Значит мы с вами тоже млекопитающие.
Часть II «Поможем медвежонку найти мед»
Дети помогают животным пройти по лабиринту. Каждый вызванный ребенок сначала мысленно намечает путь, затем указывает его на плакате карандашом (если кто – то ошибается, он может карандашом другого цвета вновь искать путь).
Часть III «Жизнь животных»
В. : - Где живут медведь, заяц, лиса и белка? (в лесу)
- Чем питаются белки? (белка любит орехи, шишки, грибы, ягоды (дети находят картинки или настоящий корм и показывают)
- Чем питается заяц? (дети находят веточки, кору, траву)
- Медведь большой зверь. Ему надо много корма. Найдите их на картинках (рыба, ягоды, малина, мед)
- Что любит есть лиса? (рыбу, курицу, утку, гусей. Об этом и в сказках говорится).
- А что она может найти в лесу? (зайцев, мышей)
В. : Животные, о которых мы говорили, домашние или дикие? Почему?
Дети по схемам составляют определения:
Они живут в лесу или на лугу, сами строят себе жилище, сами добывают себе пищу.
Физкультминутка «Строим дом»
В. : А теперь немного посчитаем. Сколько всего медведей? Сколько из них взрослых и сколько детенышей? (закрепление состава чисел в пределах «5»)
Например: 4 5 3 2
1 3 3 2 1 2 1 1
Подведение итогов занятия (беседа с детьми и обезьянкой, которая благодарит детей за интересное занятие и за то, что узнала много о своих собратьях)
В. : Ребята, всех животных мы еще называем братьями нашими меньшими, значит, мы должны их любить, охранять. Пусть африканские звери дружат с нашими, а мы со всеми ними.
Обезьянка раздает детям бананы, строит их паровозиком и поет вместе с ними песню «Мы едем, едем, едем».