Папки-передвижки

Вариативная часть к образовательной программе ДОУ. Региональный компонент

тамара соловьева
Вариативная часть к образовательной программе ДОУ. Региональный компонент
▼ Скачать + Заказать документы

2. Вариативная часть

2.2. Реализация регионального содержания образования

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края.

Публикация «Вариативная часть к образовательной программе ДОУ, Региональный компонент» размещена в разделах

Введение в образовательный процесс краеведческого материала оказывает положительный эффект на развитие музейной педагогики, способствует привлечению детей к участию в праздниках села, народных праздниках.

Условия реализации регионального компонента предусматривают ознакомление дошкольников с родным краем через естественное вхождение в целостный образовательный процесс, который выстраивается на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. Установление связи поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

Принцип развивающего обучения.

Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).

Принцип взаимодействия с социальными институтами.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем школы и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования.

Ознакомление с родным краем стало стержнем вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Принцип личностно-ориентированного общения.

Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям.

Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);

Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.

Реализация содержания идет в следующих направлениях:

1. Природно-климатические особенности родного края.

В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы.

2. Национально-культурные и исторические особенности края.

Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном селе (Сальском районе, городе Сальске, знакомство с историей возникновения и развития села, с особенностями быта и семейного уклада предков. В мини-музее «Русская изба», опираясь на наглядность, собранных экспонатов проводятся беседы с детьми о работах народных мастеров, дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь. В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии, в семьях изготавливаются альбомы генеалогической направленности.

Дети посещают достопримечательные места в селе, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий с видами города Сальска и города Ростова-на-Дону. Большое значение имеет взаимодействие с социумом (Дом культуры, сельская библиотека, краеведческий музей школы, где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем.

У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами, закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему региону, народу, его культуре. Реализация данного направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений, экскурсий, бесед, видеопросмотров, посещения музеев, рассматривания макетов, оформления стендов, выставок, организации конкурсов.

3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.

Этот блок рассматривается в трех проекциях.

Защитники Отечества:

Дети получают сведения о современных солдатах-односельчанах, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды и фотографии о солдатах-земляках героически воевавших в Афганистане и Чечне (герой России Горин В. Н., получивший это звание посмертно).

Ветераны и труженики села:

Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий старших дошкольников в музей школы №17. Дети знакомятся с материалами экспозиций «Боевой славы» и «Трудовой славы» односельчан в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времен Великой Отечественной войны, боевые и трудовые награды односельчан, некоторые виды сельскохозяйственных орудий труда и техники, стенды с портретами героев войны и труда, с которыми дети знакомятся в детском саду: Герой Советского Союза Мандрыкин Е. И., Герой Социалистического труда Труфанова П. Т., кавалер ордена Ленина Литвинова М. М.

Знаменитые люди края:

Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время (Глава администрации Сальского района Кашин А. Н., олимпийская чемпионка Наталья Заболотная, художник Шеховцов В. А.)

Традиционно перед празднованием 9 мая дети вносят посильный вклад в наведение порядка и чистоты на памятниках воинам, возлагают букеты с цветами к подножию монументов, готовят подарки и концертные номера и поздравляют ветеранов на дому.

4. Символика края.

Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом, гимном Сальского района и Ростовской области. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.

Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в групповых комнатах. Поэтому расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют некоторые отличительные признаки.

В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания (фотоальбомы семьи, фотографии детского сада и ближайших к нему объектов). У старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания (образцы символики края, альбомы: родословные семей воспитанников, профессии местности, родные фотопейзажи и выставки детских работ, гербарии растений Сальского района, дидактический материал, стена регионального содержания «Это русская сторонка – это родина моя» с плакатами и растениями гербария местности, макеты: «Первые поселенцы села Крученая Балка», «Основание села Крученая Балка». Предлагаемый детям материал в обязательном порядке меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков (макеты, портреты знаменитых односельчан, подборки фотографий, выставки и т. д.) Создана фонотека с записями звуков природы: шелеста листьев, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных края. Пополнены дидактические материалы по ознакомлению дошкольников с живой природой родного края (птицы, животные, растения, деревья и т. п.) В группах имеются полочки красоты, для выставления изделий и предметов декоративно-прикладного искусства: вышивка, посуда, народные игрушки, подборки иллюстративного материала региональной тематики и т. д. Осуществляется работа с родителями: в группах имеется информация о реализации регионального компонента, проводятся тематические родительские собрания, родители привлекаются к участию в творческих выставках региональной направленности, участвуют в экологических акциях.

В рамках ФГТ образовательный процесс в ДОУ строится по двум основным направлениям деятельности взрослых и детей:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность.

Расписание непосредственно образовательной деятельности составляется на основе, реализуемой в ДОУ Образовательной программы. Непосредственно образовательная деятельность регионального содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач в соответствии с перспективным планом. В течение дня должны реализовываться все образовательные области, как в непосредственно образовательной, так и в повседневной деятельности.

Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в разных сочетаниях образовательных областей, включая фольклорные праздники и развлечения.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Байкал». Часть 2 Целью данной презентации является эмоциональное восприятие образа Байкала как самого большого и древнего озера в мире, с драгоценной питьевой.

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативная часть к образовательной программе ДОУ. Региональный компонент
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 14:49
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативная часть к образовательной программе ДОУ. Региональный компонент» (включая файлы) размещена пользователем тамара соловьева (УИ 145015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД