Папки-передвижки

Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы

Чистова Марина
Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы

Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы

Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Публикация «Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы» размещена в разделах

Одним из эффективных средств развития речи детей среднего дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность дошкольной организации ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные, индивидуальные особенности и интересы, поэтому актуальными целями деятельности воспитателя является активизация, пробуждения интереса к произведениям устного народного творчества – прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре. От педагога требуется, чтобы он хорошо знал и умел использовать воспитательно-развивающий потенциал устного народного творчества в целях развития речи воспитанников.

Устное народное творчество выступает эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь»

Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Для развития речи детей среднего дошкольного возраста используют разные жанры малого фольклора.

Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры.

Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.

Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении. Новую скороговорку сначала воспитатель произносила наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя звуки, которые представляют трудность для детей.

Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей среднего дошкольного возраста.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Нельзя обойти вниманием и народные игры. Они являются национальным богатством, и очень важно сделать их достоянием детей. Народная игра это спутник жизни ребёнка и радостных эмоций. Играя, ребёнок усваивает понятие о чести, смелости, развивает силу, стремление к победе, ловкость, волю. Часто игры сопровождаются любимыми считалками, потешками. Народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство с физическим совершенством.

Если провести всю эту работу с детьми, то у них, несомненно, появится интерес к наследию прошлого. Это поможет им стать более эмоциональными, раскрепощёнными. У детей улучшится память, внимание, речь станет более грамотной.

Работа с родителями

Работа с родителями направлена на активизацию взаимодействия семьи и детского сада по нравственному воспитанию дошкольников, а также передаче подрастающему поколению народных традиций. В работе с родителями индивидуальные и групповые консультации, организация и проведение совместных народных праздников, театрализованных представлений.

Перспективно – тематическое планирование

Сентябрь

Занятие 1

Знакомство детей с таким жанром народного творчества, как докучная сказка, название которой произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба. Прослушивание и заучивание «Жили-были два гуся…», «Жили-были два павлина», «Жила – была бабка, да у самой речки»

Цель: продолжить знакомство детей с устным народным фольклором, развивать связную речь. Расширять словарный запас.

Занятие 2

Продолжить знакомство детей с докучными сказками «Жил – был царь Ватута.», «Жил-был царь Додон.», «Хочешь сказку про лису.», «Села муха на варенье…». Разучивание их наизусть.

Цель: развивать память детей, формировать положительный эмоциональный настрой, развивать связную речь.

Занятие 3

Знакомство детей с одним из древнейших жанров фольклора – закличками.

«Дождик, дождик веселей.», «Божья коровка, черная головка.»,

«Солнышко, солнышко.». Разучивание на выбор.

Цель: закличка рождает в ребенке веру в значимость слова, передать детям веру в природу и бережное отношение к ней.

Занятие 4

Хороводные игры «Большая карусель», «Три веселых братца», «Каравай».

Цель: социально – коммуникативное развитие дошкольников, учить водить хороводы, сохранить народные традиции.

Октябрь

Занятие 1

Чтение русской народной сказки «Жихарка». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: продолжить знакомство с народными сказками, развивать монологическую связную речь.

Занятие 2

Знакомство детей с таким жанром устного народного творчества как потешки. На закрепление осенней тематики прочитать «Дождик, дождик веселей.».

Рисование дождика в свободном творчестве детей.

Цель: всестороннее развитие личности ребенка, его развернутой контекстной речи.

Занятие 3

Знакомство детей с авторскими потешками Ирины Дружаевой; «Лежебока», «Рыбак», «Нарядная семейка».

Разучивание наизусть «Нарядная семейка».

Цель: знакомить с творчеством современных народных авторов, повысить эмоциональный фон детей.

Занятие 4

Прослушивание русских народных песен «Ах вы сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Калинка». Заучивание припева «Калинка».

Цель: передать народные традиции, прививать любовь к народной песне.

Ноябрь

Занятие 1

Познакомить детей с таким жанром устного народного творчества как прибаутки - веселые истории в стихотворной форме. «Зайчишка – трусишка», «Сидит белка на тележке», «Кот на печку пошел», «Коровушка – буренушка», «Куда, куда, куда».

Заучивание прибаутки на выбор детей. Разыграть в действиях «Сидит белка на тележке»

Цель: передать народные традиции, развивать память, осуществлять действия по смыслу прибаутки.

Занятие 2

Познакомить детей с особой разновидностью прибауток небылицами – перевертышами. «Злая кошка громко лает», «Снег идет, жара такая», «Лошадь ехала с рогами» и т. д.

Цель: стимулировать умственные действия ребенка, развлечь, поднять эмоциональный настрой, дать возможность детям самим сказать, что не верно.

Занятие 3

ИКТ просматривание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Лепка, на выбор ребенка, полюбившегося героя.

Цель: закрепление содержания сказки, формирование эмпатии у детей.

Занятие 4

Инсценировка сказки «Гуси – лебеди»

Цель: развивать личность ребенка, прививая устойчивый интерес к музыкально- театральной деятельности, совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их в создании новых образов. Развивать индивидуальные качества ребенка.

Декабрь

Занятие 1

Знакомство детей с малыми формами фольклора - считалками. Прочитать считалки с закреплением счета. «Раз. Два, три, четыре.», а также, для использования в играх «Бегал зайка по дороге.», «Я- зверек.» и т. д. Разучивание считалок на выбор.

Цель: развивать память и чувство ритма, расширить словарный запас детей.

Занятие 2

Знакомство детей с фольклорными дразнилками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

«Обманули простака», «Плакса вакса», «Рева-корова». Разучивание на выбор детей.

Цель: дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Снятие негативных эмоций.

Занятие 3

Познакомить детей с народными пословицами о дружбе «Без друга в жизни туго», «Дерево живет корнями, а человек друзьями» и т. д. Провести беседу, какие качества в дружбе важны.

Цель: воспитание и формирование нравственных качеств дошкольников.

Занятие 4

Продолжить знакомство детей с народными пословицами о доброте, дружбе и взаимопомощи. Провести беседу «Расскажи, кто твой друг?»

Цель: воспитание и формирование нравственных качеств дошкольников.

Январь

Занятие 1

Русские частушки - удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. ИКТ - прослушивание русских народных частушек.

Цель: продолжить знакомство детей с устным народным творчеством.

Занятие 2

Продолжить знакомство детей с народными частушками «Поленился утром Вова», «С горки ехала Иришка» и т. д. Разучивание детьми на выбор.

Цель: поднятие эмоционального фона у детей, окунувших в веселые и смешные частушки.

Занятие 3

Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: нравственное воспитание подрастающего поколения, приобщение к труду дошкольников.

Занятие 4

Игра – драматизация украинской народной сказки «Колосок».

Нетрадиционная аппликация из крупы «Колосок»

Цель: приобщение детей к театральной и изобразительной деятельности.

Февраль

Занятие 1

Знакомство детей с русскими народными скороговорками «Ехал Грека через реку.», «В огороде рос горох.», и т. д.

Выучить с детьми скороговорку на выбор.

Цель: развитие произношения, поднятие эмоционального фона детей, приобщение к народному устному творчеству.

Занятие 2

Чтение русской народной сказки «Пряничный домик». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Рисование пряничного домика.

Цель: развитие восприятия, интереса к художественной литературе.

Занятие 3

Чтение русской народной сказки «Лиса и Котофей Иванович». Пересказ сказки по очереди детьми.

Цель: развитие монологической речи, приобщение к устному народному творчеству.

Занятие 4

Знакомство с русской народной сказкой «Чудесные лапоточки». Беседа с детьми, что персонажи сказки сделали неправильно и чему учит сказка.

Лепка лаптей из пластилина.

Цель: продолжить приобщать детей к устному народному творчеству, раскрывая познавательный и творческий потенциал дошкольников.

Март

Занятие 1

Познакомить дошкольников с русскими народными загадками о природе и ее явлениях.

Цель: развивать сообразительность, умение мыслить и анализировать.

Занятие 2

Разгадывание с детьми русских народных загадок о растениях.

Рисование любимого растения на выбор детей.

Цель: развивать смекалку, внимание.

Занятие 3

Продолжить знакомство детей с жанром устного народного творчества – загадками. Разгадать загадки о животных.

Цель: закрепить знания о мире животных, их отличительных признаках. Развивать кругозор и смекалку.

Занятие 4

Разгадывание русских народных загадок о птицах.

Лепка снегиря из пластилина.

Цель: закрепить знания о разновидностях птиц, их отличительных особенностях. Развивать когнитивные способности детей.

Апрель

Занятие 1

Познакомить детей с русскими народными подвижными играми «Гуси – гуси», «Горелки».

Цель: сохранение национальных традиций, формирования национального самосознания, донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Занятие 2

Продолжить знакомство детей с русскими народными подвижными играми «Жмурки», «День и ночь».

Цель: сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Занятие 3

Прослушивание русской народной сказки «Петух да собака». Задать детям вопросы по содержанию сказки.

Цель: передать устное народное творчество посредством народных сказок.

Занятие 4

Приобщить детей к хороводным играм «Мы топаем ногами», «Воевода» .

Цель: Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

Способствуют совершенствованию двигательных навыков. Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. Учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят с древними традициями и обычаями.

Май

Занятие 1

Прослушивание русской народной сказки «Мена» в пересказе К. Ушинского.

Донести мысль детям, в чем главное счастье, описанное в сказке.

Цель: нравственное воспитание с использованием русского народного творчества.

Занятие 2

Прослушивание русской народной сказки в обработке М. Серовой «У страха глаза велики». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: поднять эмоциональный фон у детей.

Занятие 3

Расширить кругозор детей и познакомить с восточной сказкой «Кошка и мышь». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель; расширить знакомство детей с устным народным творчеством других народов.

Занятие 4

Прослушивание белорусской народной сказки «Воробей и мышь».

Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: расширить знакомство детей с устным народным творчеством других народов.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела основной.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группы Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного раздела.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» абочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.

Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.

Тематическое планирование по адаптированной воспитательной рабочей программе «Творческое развитие» Планирование рассчитано на воспитанников 6 класса Леушинской школы – интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 18:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД