Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы

Чистова Марина
Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы

Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Одним из эффективных средств развития речи детей среднего дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность дошкольной организации ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные, индивидуальные особенности и интересы, поэтому актуальными целями деятельности воспитателя является активизация, пробуждения интереса к произведениям устного народного творчества – прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре. От педагога требуется, чтобы он хорошо знал и умел использовать воспитательно-развивающий потенциал устного народного творчества в целях развития речи воспитанников.

Устное народное творчество выступает эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь»

Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Для развития речи детей среднего дошкольного возраста используют разные жанры малого фольклора.

Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры.

Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.

Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении. Новую скороговорку сначала воспитатель произносила наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя звуки, которые представляют трудность для детей.

Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей среднего дошкольного возраста.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Нельзя обойти вниманием и народные игры. Они являются национальным богатством, и очень важно сделать их достоянием детей. Народная игра это спутник жизни ребёнка и радостных эмоций. Играя, ребёнок усваивает понятие о чести, смелости, развивает силу, стремление к победе, ловкость, волю. Часто игры сопровождаются любимыми считалками, потешками. Народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство с физическим совершенством.

Если провести всю эту работу с детьми, то у них, несомненно, появится интерес к наследию прошлого. Это поможет им стать более эмоциональными, раскрепощёнными. У детей улучшится память, внимание, речь станет более грамотной.

Работа с родителями

Работа с родителями направлена на активизацию взаимодействия семьи и детского сада по нравственному воспитанию дошкольников, а также передаче подрастающему поколению народных традиций. В работе с родителями индивидуальные и групповые консультации, организация и проведение совместных народных праздников, театрализованных представлений.

Перспективно – тематическое планирование

Сентябрь

Занятие 1

Знакомство детей с таким жанром народного творчества, как докучная сказка, название которой произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба. Прослушивание и заучивание «Жили-были два гуся…», «Жили-были два павлина», «Жила – была бабка, да у самой речки»

Цель: продолжить знакомство детей с устным народным фольклором, развивать связную речь. Расширять словарный запас.

Занятие 2

Продолжить знакомство детей с докучными сказками «Жил – был царь Ватута.», «Жил-был царь Додон.», «Хочешь сказку про лису.», «Села муха на варенье…». Разучивание их наизусть.

Цель: развивать память детей, формировать положительный эмоциональный настрой, развивать связную речь.

Занятие 3

Знакомство детей с одним из древнейших жанров фольклора – закличками.

«Дождик, дождик веселей.», «Божья коровка, черная головка.»,

«Солнышко, солнышко.». Разучивание на выбор.

Цель: закличка рождает в ребенке веру в значимость слова, передать детям веру в природу и бережное отношение к ней.

Занятие 4

Хороводные игры «Большая карусель», «Три веселых братца», «Каравай».

Цель: социально – коммуникативное развитие дошкольников, учить водить хороводы, сохранить народные традиции.

Октябрь

Занятие 1

Чтение русской народной сказки «Жихарка». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: продолжить знакомство с народными сказками, развивать монологическую связную речь.

Занятие 2

Знакомство детей с таким жанром устного народного творчества как потешки. На закрепление осенней тематики прочитать «Дождик, дождик веселей.».

Рисование дождика в свободном творчестве детей.

Цель: всестороннее развитие личности ребенка, его развернутой контекстной речи.

Занятие 3

Знакомство детей с авторскими потешками Ирины Дружаевой; «Лежебока», «Рыбак», «Нарядная семейка».

Разучивание наизусть «Нарядная семейка».

Цель: знакомить с творчеством современных народных авторов, повысить эмоциональный фон детей.

Занятие 4

Прослушивание русских народных песен «Ах вы сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Калинка». Заучивание припева «Калинка».

Цель: передать народные традиции, прививать любовь к народной песне.

Ноябрь

Занятие 1

Познакомить детей с таким жанром устного народного творчества как прибаутки - веселые истории в стихотворной форме. «Зайчишка – трусишка», «Сидит белка на тележке», «Кот на печку пошел», «Коровушка – буренушка», «Куда, куда, куда».

Заучивание прибаутки на выбор детей. Разыграть в действиях «Сидит белка на тележке»

Цель: передать народные традиции, развивать память, осуществлять действия по смыслу прибаутки.

Занятие 2

Познакомить детей с особой разновидностью прибауток небылицами – перевертышами. «Злая кошка громко лает», «Снег идет, жара такая», «Лошадь ехала с рогами» и т. д.

Цель: стимулировать умственные действия ребенка, развлечь, поднять эмоциональный настрой, дать возможность детям самим сказать, что не верно.

Занятие 3

ИКТ просматривание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Лепка, на выбор ребенка, полюбившегося героя.

Цель: закрепление содержания сказки, формирование эмпатии у детей.

Занятие 4

Инсценировка сказки «Гуси – лебеди»

Цель: развивать личность ребенка, прививая устойчивый интерес к музыкально- театральной деятельности, совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их в создании новых образов. Развивать индивидуальные качества ребенка.

Декабрь

Занятие 1

Знакомство детей с малыми формами фольклора - считалками. Прочитать считалки с закреплением счета. «Раз. Два, три, четыре.», а также, для использования в играх «Бегал зайка по дороге.», «Я- зверек.» и т. д. Разучивание считалок на выбор.

Цель: развивать память и чувство ритма, расширить словарный запас детей.

Занятие 2

Знакомство детей с фольклорными дразнилками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

«Обманули простака», «Плакса вакса», «Рева-корова». Разучивание на выбор детей.

Цель: дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Снятие негативных эмоций.

Занятие 3

Познакомить детей с народными пословицами о дружбе «Без друга в жизни туго», «Дерево живет корнями, а человек друзьями» и т. д. Провести беседу, какие качества в дружбе важны.

Цель: воспитание и формирование нравственных качеств дошкольников.

Занятие 4

Продолжить знакомство детей с народными пословицами о доброте, дружбе и взаимопомощи. Провести беседу «Расскажи, кто твой друг?»

Цель: воспитание и формирование нравственных качеств дошкольников.

Январь

Занятие 1

Русские частушки - удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. ИКТ - прослушивание русских народных частушек.

Цель: продолжить знакомство детей с устным народным творчеством.

Занятие 2

Продолжить знакомство детей с народными частушками «Поленился утром Вова», «С горки ехала Иришка» и т. д. Разучивание детьми на выбор.

Цель: поднятие эмоционального фона у детей, окунувших в веселые и смешные частушки.

Занятие 3

Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: нравственное воспитание подрастающего поколения, приобщение к труду дошкольников.

Занятие 4

Игра – драматизация украинской народной сказки «Колосок».

Нетрадиционная аппликация из крупы «Колосок»

Цель: приобщение детей к театральной и изобразительной деятельности.

Февраль

Занятие 1

Знакомство детей с русскими народными скороговорками «Ехал Грека через реку.», «В огороде рос горох.», и т. д.

Выучить с детьми скороговорку на выбор.

Цель: развитие произношения, поднятие эмоционального фона детей, приобщение к народному устному творчеству.

Занятие 2

Чтение русской народной сказки «Пряничный домик». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Рисование пряничного домика.

Цель: развитие восприятия, интереса к художественной литературе.

Занятие 3

Чтение русской народной сказки «Лиса и Котофей Иванович». Пересказ сказки по очереди детьми.

Цель: развитие монологической речи, приобщение к устному народному творчеству.

Занятие 4

Знакомство с русской народной сказкой «Чудесные лапоточки». Беседа с детьми, что персонажи сказки сделали неправильно и чему учит сказка.

Лепка лаптей из пластилина.

Цель: продолжить приобщать детей к устному народному творчеству, раскрывая познавательный и творческий потенциал дошкольников.

Март

Занятие 1

Познакомить дошкольников с русскими народными загадками о природе и ее явлениях.

Цель: развивать сообразительность, умение мыслить и анализировать.

Занятие 2

Разгадывание с детьми русских народных загадок о растениях.

Рисование любимого растения на выбор детей.

Цель: развивать смекалку, внимание.

Занятие 3

Продолжить знакомство детей с жанром устного народного творчества – загадками. Разгадать загадки о животных.

Цель: закрепить знания о мире животных, их отличительных признаках. Развивать кругозор и смекалку.

Занятие 4

Разгадывание русских народных загадок о птицах.

Лепка снегиря из пластилина.

Цель: закрепить знания о разновидностях птиц, их отличительных особенностях. Развивать когнитивные способности детей.

Апрель

Занятие 1

Познакомить детей с русскими народными подвижными играми «Гуси – гуси», «Горелки».

Цель: сохранение национальных традиций, формирования национального самосознания, донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Занятие 2

Продолжить знакомство детей с русскими народными подвижными играми «Жмурки», «День и ночь».

Цель: сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Занятие 3

Прослушивание русской народной сказки «Петух да собака». Задать детям вопросы по содержанию сказки.

Цель: передать устное народное творчество посредством народных сказок.

Занятие 4

Приобщить детей к хороводным играм «Мы топаем ногами», «Воевода» .

Цель: Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

Способствуют совершенствованию двигательных навыков.Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. Учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят с древними традициями и обычаями.

Май

Занятие 1

Прослушивание русской народной сказки «Мена» в пересказе К. Ушинского.

Донести мысль детям, в чем главное счастье, описанное в сказке.

Цель: нравственное воспитание с использованием русского народного творчества.

Занятие 2

Прослушивание русской народной сказки в обработке М. Серовой «У страха глаза велики». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: поднять эмоциональный фон у детей.

Занятие 3

Расширить кругозор детей и познакомить с восточной сказкой «Кошка и мышь». Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель; расширить знакомство детей с устным народным творчеством других народов.

Занятие 4

Прослушивание белорусской народной сказки «Воробей и мышь».

Беседа с детьми по содержанию сказки.

Цель: расширить знакомство детей с устным народным творчеством других народов.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела основной.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группы Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Праздники
  • Праздники
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 18:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Очередной тематический день посвящен вокальному искусству. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы показать детям красоту песни и приобщить подрастающее поколение к...

17 октября. День отца

Каждое третье воскресенье октября отмечается важный семейный праздник – День отца, официально установленный Указом Президента России. Инициативы об учреждении такого праздника звучали не раз (ведь он уже...


Горячие темочки