Наталия Соломатина
«Жил-был человек». Сценарий экологического досуга
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОСУГ «ЖИЛ-БЫЛ ЧЕЛОВЕК»
Дети свободно входят в зал под музыку «Сладкой грезы» П. И. Чайковского, рассаживаются на места.
Под р. н. песню «Из под дуба» входит дедушка Ау, с посохом в руках.
Дедушка Ау: Я в городе большом сегодня заблудился,
Поэтому с визитом немного припозднился!
Здравствуйте, дети, Здравствуйте, гости!
Я старичок-лесовичок, берестяной колпачок.
Я пришел вас навестить,
В гости к другу пригласить.
В свое волшебное царство,
Публикация «„Жил-был человек“, Сценарий экологического досуга» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Зеленое государство.
А вот и главные лесные жители.
Загадки послушать о них не хотите ли?
Под русскую народную мелодию «Из- под дуба» выходит ДУБ, БЕРЕЗА,ОСИНА,СОСНА и встают на отмеченные места. Деревья одеты в сарафаны, на голове кокошники, с прикрепленными искусственными ветками деревьев, в руках кольца с зелеными атласными лентами.
Я дерево могучее, я леса санитар.
И знает это дерево любой – и стар, и мал.
Расту до самой старости и сто, и двести лет.
Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь, нет!
Любому дам я силу, и всем, конечно, люб.
Меня узнали, дети, ведь я – могучий
(ДУБ)
БЕРЕЗА:
Я деревце российское, я деревце – краса!
Собою украшаю я зеленые леса.
В лесу далеко виден мой белый нежный стан.
С зеленою каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса,
Что за дерево?
(БЕРЕЗА)
ОСИНА:
Всегда от холода трясусь.
Всего-всего в лесу боюсь.
Не береза, не рябина,
Я пугливая
(ОСИНА)
ИВА:
Над рекой склоняюсь, в речке я купаюсь.
В воду ветви опущу, целый день их полощу.
Посмотрите как красива. Догадались? Это
(ИВА)
СОСНА:
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Коль расту я на опушке,
Ветки только на макушке.
Вверх тянусь я как струна, корабельная…
(СОСНА)
Деревья встают в круг и исполняют ТАНЕЦ ДЕРЕВЬЕВ под прелюдию Эшпая. Садятся на стульчики.
Дед Ау: И вот среди этого леса жил на свете Человек. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. Таких на белом свете много. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.
Выходит Человек с удочкой и направляется к водоему, делает определенные действия по тексту.
ДЕД АУ: Вот однажды ловил Человек рыбу в речке…
Дети хором поют песню Старокодамского «С утра сидит на озере», исполняют ее весело, шуточно.
Человек вытягивает золотую рыбку из водоема.
Человек шепотом спрашивает : Ты кто?
Рыбка (магнитофонная запись) :
Я - Рыбка Золотая, сказки в детстве читал?
(Человек удивленно кивает головой).
Рыбка: Между прочим я и желания исполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню!
Человек : Отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съем – всю жизнь жалеть буду. Да и маленькая она какая-то, даже на уху, пожалуй, не хватит. (рассматривает рыбку в руках).
(обращаясь к Рыбке) Ладно, отпущу тебя! А первое желание у меня будет таким: Надоело мне жить в избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением и надоело мне пешком ходить, хочу еще машину!
Дед: Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук, только хвостом вильнула.
Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, поменьше стало, зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит.
Человек восхищается : Красота! Даже кран водопроводный есть, теперь не надо в колодец за водой ходить!
Дед Ау: Любуется Человек, даже в лесу реже стал гулять, все больше на машине разъезжает, запах бензина вдыхает. Птиц, правда, да зверюшек разных вокруг поменьше стало. Но Человек на это даже внимание не обратил.
ЧЕЛОВЕК выезжает из своего дома на самокате и направляется к водоему.
Человек : Зачем мне вообще этот лес? Ну-ка, Рыбка, сделай так, чтобы на его месте сады и огороды раскинулись. Хочу богатым стать!
Выходят дети- овощи и фрукты, в руках бутафорские овощи и фрукты.
Человек :
Вот так чудо-огород!
Что здесь только не растет.
(Ставит корзинку в центре зала).
Урожайные ЧАСТУШКИ (под русскую народную мелодию «Ах вы, сени»).
КАБАЧОК: Вот смотрите: очень важный
Весь в полоску кабачок.
То ли правый, то ли левый
Греет солнышком бочок.
ПОМИДОР: А вот в красную рубашку
Нарядился помидор.
«Ах, какой жених красивый!» -
Слышен всюду разговор.
МОРКОВЬ и ПЕТРУШКА (вместе) :
Вот с морковкою петрушка под гармонь поют частушки.
Хвалят не нахвалятся: «Какие мы красавицы».
ЛУК: Почему же мы стоим, слезы льем все как один.
Нас на грядке встретить рад луковой семьи отряд.
КАРТОФЕЛЬ: Вот красавица картошка
Утопает вся в цветах.
Кто у грядки появился,
Всяк ей низко поклонился.
ФРУКТЫ выбегают и все вместе:
Вы о фруктах не сказали!
Как же жить без нас? Едва ли!
Витамины, сок, компоты,
Много на зиму работы.
Вишня, слива на варенье,
Груши, Яблоки в сироп.
Будет много витаминов!
Кушай, кушай круглый год.
Дети подбегают к корзинке и кладут в нее овощи и фрукты.
Все поют и танцуют под грамзапись «УРОЖАЙНАЯ».
ДЕТИ садятся на места.
ЧЕЛОВЕК : Ой сколько всего много! (разбрасывает урожай на ковре). Ребята, помогите разобрать овощи на борщ, а фрукты на компот.
ДЕД АУ выносит еще одну корзину и ставит в центр зала.
ИГРА-КОНКУРС «Разбери овощи и фрукты
Под быструю музыку влетают ВРЕДНЫЕ БУКАШКИ, дети поют «ПЕСЕНКУ ТЛИ» на музыку Н. Лукониной, слова Л. Чадовой
Тля съедает весь урожай, грызут бутафорские овощи и фрукты.
Человек травит их ядовитыми химикатами. Букашки на четвереньках уползают на места, забирая урожай.
ДЕД АУ: Человек всех букашек извел, а заодно с ними и пчел с птицами. Захотелось
Человеку чего-нибудь новенького. Думал он, думал и придумал.
ЧЕЛОВЕК подходит к воде и кричит:
По- рыбьему велению, по - моему хотению построй Рыбка мне завод!
ГОЛОС РЫБКИ: Тебе какой завод: химический или металлургический?
ЧЕЛОВЕК : Мне все равно, лишь бы прибыль побольше была.
РЫБКА: Будет тебе завод! Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.
ДЕД АУ: Не обратил внимания Человек на эти слова, А зря.
Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод. Одни клубы дыма в воздух пускают, потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот.
Человек : Ничего привыкну, главное – разбогатеть побыстрее!
ДЕД АУ: Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверюшками общается, песни птичьи слушает, ягоды собирает, водой колодезной умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.
Звучит пение птиц.
ЧЕЛОВЕК : Ой, какая красивая Сороконожка спешит домой!
ИГРА «СОРОКОНОЖКА», дети выстраиваются в колонну, кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Четко проговаривая текст, в ритме стихотворения выполняют движения. Выполняется без музыки.
ЧЕЛОВЕК : 1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: кап!
(Дети останавливаются, слегка приседают.)
-Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(Дети идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(Дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(Трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(Дети топают ногами).
Ой, какой от лапок гром!
. Выбегают ЗАЙЧИКИ и исполняют ритмические движения под песню «ЗАЯЧЬЯ ПОЛЯНКА» на муз. И. Олиферовой.
Человек нюхает цветы, улыбается.
Выбегают Цветы и Бабочки, исполняется ТАНЕЦ ЦВЕТОВ,
Человек просыпается, встает с дивана с улыбкой! :
-Какой сладкий хороший сон! - закашлялся Человек, подбежал к крану водички попить, а воды нет. Выскочил к колодцу, а там вода черная, грязная. Удивляется Человек :
- Как же так? Куда водичка прозрачная делась?
Огляделся вокруг, кругом одни пеньки, мусор.
ДЕД АУ: Вот так, ребята! От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать, ни одной птички не слыхать. Опомнился Человек побежал к речку Рыбку искать.
(Прибегает к речке, сверху ткани накинуть марлю черного цвета и к ней прикрепить изображение битых бутылок, консервных банок, мусор).
ЧЕЛОВЕК зовет Рыбку : Рыбка! Рыбка Золотая, ты где?
Что же я наделал? Как жить теперь буду
(обхватил голову руками).
Дед Ау: Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Человек – а это и впрямь Рыбка.
Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Человек, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни только лес мой зеленый и родники чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду».
РЫБКА: Нет, Человек, ничего больше у меня не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться». Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.
Обсудить с детьми увиденное. ДЕД АУ задает детям вопросы?
1 – Как изменился лес, после того как Золотая Рыбка начала исполнять желания Человека?
2- Пострадала природа от рук человека?
2- Что в сказке волшебного, а что бывает в нашей жизни?
3- Видели ли вы заводы, поля, которые описаны в сказке?
4- Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?
ДЕД АУ: Вот и закончилась моя история.