МААМ-картинки

Введение традиций и обычаев в жизнь группы

Ольга Бузина
Введение традиций и обычаев в жизнь группы

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В. А. Сухомлинский

1. Цель и назначение представленных материалов: Создание позитивного микроклимата в группе.

Задачи:

• Формирования у детей оптимистического склада мышления и мироощущения.

• Установление атмосферы доверия и общности в группе.

Актуальность:

Публикация «Введение традиций и обычаев в жизнь группы» размещена в разделах

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В сентябре 2013 года была вновь сформирована наша старшая группа компенсирующей направленности. В нее вошли дети, посещавшие наш детский сад (8 человек) и дети из других дошкольных учреждений района (5 человек).

Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы.

2. Содержание работы

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Вот некоторые приемы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

Введение ритуала утреннего приветствия «Минутка вхождения в день». Такой ритуал способствует сплочению детского коллектива, положительной установке на предстоящий день, созданию благоприятного психологического климата, развитию позитивного мышления. Во время «Минутки вхождения в день» можно использовать коммуникативные игры, психогимнастику, упражнения на контакт, обсуждение проблемных ситуаций.

Варианты «Минутки вхождения в день» :

1. Утро в группе можно начинать с приветствия «Собрались все дети в круг» :

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Затем проводится коммуникативная игра «Подари улыбку».

2. Дети стоят в кругу, взявшись за руки:

Утреннее приветствие:

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем,

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Затем проводится психогимнастика «Доброе тепло – ласковый взгляд – нежная улыбка».

3. Утреннее приветствие «Мы взрослые»

Задачи: создать радостное настроение, воспитывать взаимное уважение.

Педагог: Вы подросли, стали старше. Вы теперь не малыши, а старшая группа.

Старшая группа. Что это значит?

Значит, некто уже в группе не плачет,

Суп не прольет на рубашку никто,

Все надевать научились пальто,

Даже ботинки с тугими шнурками

Не доверяем ни папе, ни маме.

Педагог: Вы стали взрослыми и наверняка дружными. Давайте вспомним пословицы о дружбе.

4. Решение проблемной ситуации: «Если в группе произошел какой-нибудь конфликт, как нам выйти из него?» (жест мирилочка, песня о дружбе, стишок, вспомнить пословицы о дружбе, использование методов саморегуляции: «Стойкий оловянный солдатик», «Врасти в землю», «Возьми себя в руки» и д. р.

Затем проводится упражнение «Ласковое имя» (воспитатель предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, стоящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «спасибо»);

• Проведение «Утра радостных встреч» (после болезни, выходных или отпусков). Здесь используются коммуникативные игры, в ходе которых, ребенок, пришедший, например, после болезни, становится центром внимания. Вот некоторые из них: «Обнимашки», «Комплименты», «Добрые волшебники». Также этому ребенку дарятся заранее подготовленные детьми подарки (поделки, рисунки).

В начале недели в ходе «Утра радостных встреч» проводится работа по развитию у детей самоуважения, уверенности в себе, повышению самооценки. Для этого используется простой, эффективный прием, суть которого заключается в том, чтобы раскрыть перед детьми, помочь им осознать их возможности, способности и умения. Этому способствуют упражнения:

«Я умею…» (воспитатель называет то, что могут хорошо делать дети данного возраста, а ребята поднимают руки, когда считают, что делают это хорошо, и гордо говорят «Я»);

«Позитивные установки» ( дети дружно повторяют за воспитателем:

Мы сильные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы здоровые!

У нас все получится!

Этим же целям служит психологические упражнения, в которых дети заканчивают предложения: «Родители (воспитатели) часто хвалят меня … (за что)»; «Мои друзья часто ценят во мне … (что)»; «Я очень хочу для своих друзей … (что хорошего сделать)»;

• Работа в «Уголке настроения». Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то выражение мордочки котенка тоже может поменяться.

Ценность этого приема состоит в том, что дети задумываются, пытаются осознать свое настроение. Ведь назвать – значит более или менее понять. Воспитатель может вести индивидуальную работу с ребятами, у которых день выдался неудачным. Также сами дети интересуются настроением своих друзей и тем, почему оно у них такое;

• Еще одной традицией в нашей группе стало проведение Дня именинника. Дети принимают активное участие в подготовке этого праздника: разучивают стихи, репетируют сценки, мастерят подарки для именинников и украшения для группы. На праздник к детям приходят клоуны – Ириска и Клепа, которые приготовили для детей много разных игр и конкурсов. Этот праздник заряжает детей позитивными эмоциями и остается в их памяти надолго;

• Организация индивидуальных выставок детей – эффективный метод, позволяющий повысить статус ребенка в детском коллективе.

• В своей группе мы завели «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё кладется красная фишка, за плохой - черная. В пятницу все вместе анализируем, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

• Еще один метод, позволяющий сплотить детский коллектив – это создание коллективных работ. При создании плакатов, коллажей, используется разнообразные техники: аппликация, оригами, обрывание, смятые салфетки и др. Совместная деятельность способствует развитию взаимоотношений, регуляции своего поведения, позволяет ощутить единство с другими.

Результатом коллективного творчества, стали следующие работы, украсившие нашу группу : коллаж «Веселый снеговик», плакат «Знай, помни, выполняй!» (посвященный соблюдению правил дорожного движения, рисунок на районный конкурс «Мы хотим жить без пожаров!», фоторепортаж «Зимние забавы». Также, дети нашей группы принимали активное участие в создании мини-музея «Вся Россия рада – у нас Олимпиада!». Ребята вместе с родителями искали в различных источниках фотографии наших олимпийцев, приносили из дома игрушки-символы 22 зимних олимпийских игр в Сочи, атрибуты болельщиков, изготавливали своими руками символику олимпийских игр;

• В различных видах деятельности, особенно в сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направленные на сплочение детей. Предлагаю использовать следующие коммуникативные игры: «Комплименты», «Бабушка Маланья», «Клубочек», «Волшебные очки».

3. Основные результаты внедрения материала в образовательную практику

Введение обычаев и традиций в жизнь детей позволило создать в группе атмосферу, характеризующуюся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Ребята стали более внимательнее и терпимее относится друг к другу, проявлять эмпатию, уступать. Очень приятно наблюдать, как дети самостоятельно разрешают конфликты, используя приемы, найденные во время совместных обсуждений. Еще одним свидетельством эмоционального благополучия в группе является отказ детей уходить вечером домой.

Традиции и обычаи сделали жизнь нашей группы увлекательной и наполненной, а нашу работу по формированию позитивного микроклимота в группе эффективной и качественной.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т. д. Главное, что все это сделает жизнь группы интересной и увлекательной, позволит создать благоприятные условия для развития детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Каждый воспитатель — психолог» Консультация «Каждый воспитатель- психолог» Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности.

Создание позитивного микроклимата в группе «Создание позитивного микроклимата в группе В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как нежелание и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Введение традиций и обычаев в жизнь группы
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 16:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД