Кобец Марина
Введение в курс краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Царское село всегда считалось одним из красивейших пригородов Санкт-Петербурга. Почему же так изысканно он красив? Здесь, на протяжении двух столетий находились резиденции российских монархов.
И это, в первую очередь, прекрасные дворцы, парки и здания Царского Села. Юные царскосёлы, живущие в этом городе, должны знать свой город, любить его и чувствовать себя его частицей.
Публикация «Введение в курс краеведения» размещена в разделах
Все мы знаем, как важны первые годы жизни маленького человека для развития основ его личности. Процесс познания у ребёнка происходит эмоционально практическим путём. Педагог развивает у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, чувство удивления и чувство радости познания окружающего мира. Эмоциональная отзывчивость у детей особенно активно развивается в процессе приобщения к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Музейные экспонаты, достопримечательности городского и садово-паркового пространства Царского Села станут одним из средств воспитания личности ребёнка. Этому способствуют занятия-загадки, занятия-открытия, прогулки с родителями по городу и паркам, маршрутно-образовательные прогулки, где идёт знакомство с памятниками культуры города.
В связи с этим особое значение приобретает следующая цель – содействие развитию способности детей к личностному восприятию художественных ценностей окружающей действительности. Способом достижения этой цели является краеведческая работа в детском саду.
Главными целями краеведческой работы являются :
1. Изучение города как окружающей нас реальности, как среды обитания, отмеченные печатью исторической судьбы и культурных традиций.
2. Воспитание гражданского достоинства, стиля поведения, трепетного отношения к прошлому, установление связи между поколениями.
3. Формирование осознанных представлений об уникальности зданий и памятников города, об исторической значимости в Российской культуре.
Краеведение – широкое понятие, представляющее из себя синтез трёх основных факторов, определяющих развитие личности и индивидуальности ребёнка, а именно:
- культура и искусство;
- природа;
- человек.
Именно эти факторы являются ориентирами в выборе направлений эколого-краеведческого образования дошкольников (ознакомление детей с природой и географией края; ознакомление с культурным наследием и традициями края, его этнографией).
Направления интегрируются и способствуют становлению у ребё нка:
- социального и творческого мышления;
-экологически-грамотного поведения;
-навыков общения и саморегуляции;
-культуры чувств и созидательного, гуманного отношения к окружающему.
В результате обеспечивается социальное приспособление ребёнка на основе воспитания любви к городу, краю, в котором ты живёшь, чувства национальной гордости и самосознания, уважения ко всему сущему на земле. Именно воспитательный аспект эколого-краеведческого образования имеет решающее значение в становлении и развитии личности.
В этот дидактический комплекс вошли три рабочих тетради:
1. Рабочая тетрадь для знакомства с экспозицией «Трактир».
Цель: Дать детям знания о краеведческом музее; дать знания о трактире, его местоположении, назначении в жизни людей. О предметах, которыми пользовались в трактире, о той пище, которую ели в нём.
2. Маршрутно-образовательная прогулка «Дворцовая электрическая станция».
Цель: Познакомить детей с промышленной архитектурой, дать знания детям о значении таких объектов для жизни горожан; помочь детям понять, что наличие таких объектов, как электрическая станция, необходимо для обеспечения жизнедеятельности города.
3. Маршрутно-образовательная прогулка «Главная площадь г. Пушкина (Царского Села).
Цель: Дать детям знания о площади, что такое главная площадь города, её назначение, все здания на площади построены в ансамбле. Закрепить знания о Гостином дворе – это большой магазин, о его значении для жителей города, откуда пошло такое название магазина.
Рабочие тетради предназначены для детей 6-7 лет, умеющих читать и писать печатными буквами.
При разработке содержания и формы рабочих тетрадей учитывалось:
- опыт детей, который они уже имеют
- их возраст
- Вопросы и задания излагались ясно, кратко и понятно, соблюдая последовательность (логику)
Вопросы и задания излагались таким образом, чтобы ответ каждый ребенок мог найти самостоятельно
- задания в рабочих тетрадях разнообразные
- в домашних заданиях проявить свое творчество.
Практика показала, что такая формы работы для детей наиболее интересна и эффективна, т. к. дети находятся в состоянии поиска, ответы нужно искать в окружающем, многие задания похожи на игру, здесь же есть ребусы, головоломки, загадки, математические задания.
Весь период общения ребенка с источником информации, будь то музейный экспонат, или памятник истории, или архитектурный объект строится на активизации сенсорных каналов. Задания у детей формируется по принципу перехода от простого, понятного – к сложному, но узнаваемому. От утилитарного назначения предмета к символическому значению, восприятию его как произведения искусства. Использование рабочих тетрадей позволяет решить следующие задачи;
1. Научить ребенка самостоятельно работать в городском или музейном пространстве.
2. Научить детей анализировать увиденное, делать выводы.
3. Проверить, закрепить и обобщить материал, полученный ранее по этому вопросу.
4. Развивать у детей познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
5. Способность развитию любознательности детей.
6. Развивать коммуникативные навыки.
7. Доставить детям удовольствие, получить положительные радостные эмоции от полученных новых знаний.
8. Раскрыть творческий потенциал ребёнка, включая его самого в процесс изобретения чего-то нового на уровне своих знаний.
Применение рабочих тетрадей позволяет использовать потенциал города Пушкин и рассматривать его, прежде всего как среду, способствующую развитию личности и творчеству детей.
Работа с рабочей тетрадью строится по определенному алгоритму.
1. Подготовительная работа в детском саду, которая включает:
- чтение художественных произведений (мифов);
- игры-занятия, которые готовят к тому, что они могут увидеть в музее или городском пространстве ( Пример: «Чудо-вещи вокруг нас», «Путешествие в прошлое электрической лампочки»);
- знакомство со справочной литературой;
- рассматривание иллюстраций, слайдов, альбомов книг, гравюр;
- беседы, наблюдение;
- опыты ( Пример: зажигание электрической лампочки);
- настольно-печатные игры ( Пример: лото «Назови стиль здания», «Для чего построен»).
2. Непосредственное знакомство с объектами, предложенными в рабочих тетрадях. При работе с объектом учитывать следующее:
- путь к тому или иному объекту рассматривается на карте и прокладывается маршрут следования;
- во время движения по городу читаем название улиц, сверяем маршрут с картой, находим здания-ориентиры;
- в музее всегда работаем в одном зале;
- выполнение заданий идёт самостоятельно, педагог лишь помогает, если нужно, советом.
Самостоятельная работа намного полезнее, чем дети слушали бы длинный и не всегда понятный монолог экскурсовода, отвлекались, начинали вести свои разговоры. В диалоге с экскурсоводом всегда участвуют одни и те же дети, которые активные. Не каждый ребёнок легко идёт на контакт с незнакомым человеком.
Детям самостоятельно приходится выполнять самые разнообразные задания:
- работать по карте города, зала музея;
- вспоминать содержание художественных произведений;
- решать ребусы, головоломки;
- отгадывать загадки, рисовать;
- уметь писать ответ печатными буквами, просчитав прежде их количество;
- уметь соотносить рисунки в тетрадях с действительностью;
- выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.