Галина Грохольская
Викторина «Город свой люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей и родителей о родном городе Сыктывкаре
Задачи:
• Закрепить представление об истории города, его символики, о достопримечательностях и памятниках, о памятниках истории родного города;
• Уточнить названия отдельных улиц города, вспомнить их исторические имена и почему они были так названы;
• Углубить представление о птицах нашего города;
• Вызвать к детей и родителей весёлое настроение, чувства радости и удовольствия от совместно проведённого досуга;
Публикация «Викторина „Город свой люби и знай“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2014
• Повысить интерес родителей к совместным мероприятиям, побудить их к активному участию в дальнейший планируемых развлечениях и конкурсах.
Под фонограмму песни о Сыктывкаре в зал входят дети в коми национальных костюмах.
Ведущий. Видзаолланыд, челядь! Видзяолланыд, мам да бать! Бур рыд всем! Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мамы и папы! Добрый вечер всем! Сегодня мы собрались на праздник находчивых и сообразительных. Мы в течение всего учебного года знакомились с нашим родным городом. Пришло время показать свои знания. Сегодня у нас пройдёт игра-викторина «Город свой люби и знай». Мы любим свой город, гордимся им. Много песен и стихов сложено о нашей прекрасной северной столице. Перед началом игры давайте послушаем стихотворение о Сыктывкаре в исполнении детей нашей группы.
Ведущий. Как и положено, в каждой игре – викторине должны быть команды и, конечно же, должно быть честное и справедливое жюри. Команды у нас выбраны: команда родителей и команда детей. Сейчас команды выберут себе капитанов и придумают название. А я представляю вам членов жюри.
Представление членов жюри и команд.
Ведущий. Первый конкурс – «Разминка». Каждой команде по очереди будем задавать вопросы, за каждый правильный ответ получаете очко.
1 тур: «Разминка».
Детям:
1. Назовите реку, на которой стоит г. Сыктывкар.
2. Как раньше назывался наш город и кто сделал его центром?
3. Какой номер у нашего детского сада?
4. Сколько лет исполнится нашему детскому саду?
5. На какой улице находится наш д/с? Какое название она имела раньше?
6. Какие театры есть в нашем городе?
Родителям:
1. Объясните, почему наш город имеет такое название.
2. Сколько улиц было в Усть-Сысольске изначально?
3. Какое название имела главная улица города и в честь кого она была так названа? (Трёхсвятительской в честь святителей коми Герасима, Питирима и Ионы.
4. Сколько лет нашему городу? (234 г.)
5. Какие музеи имеются в Сыктывкаре?
6. Назовите людей, прославивших нашу республику: спортсмены, писатели, герои ВОВ, артисты (Николай Бажуков, Раиса Сметанина, Василий Рочев, Василий Лыткин, Виктор Савин, Иван Алексеевич Куратов, Питирим Сорокин, Ольга Сосновская и др.)
Ведущий. Пока жюри подсчитывает очки, мы с вами немного окунёмся в историю города. Столица республики – город Сыктывкар – известен с 1586 года как зырянский погост Усть-Сысольск, находившийся при впадении р. Сысола в Вычегду. В то время это был небольшой погост: церковь и десяток крестьянских домов. В 1780 году именным указом Екатерины II от 25 января (5 февраля) погостУсть –Сысольск был преобразован в город - центр Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Местное население перевело это название на свой язык – «Сыктывдин», где «Сыктыв» – принятое у коми название р. Сысола, а «дин» – «устье», т. е. «место у устья Сысолы». В 1930 году, когда отмечалось 150-летие города, он был переименован в Сыктывкар, где «кар» переводится с коми как «город», т. е. «город на реке Сыктыв».
Как и каждый российский город, Усть – Сысольск получил свой герб. Он был учрежден 2 октября 1780 года императрицей Екатериной II. С годами меняется не только облик города, но и его герб.
И следующий конкурс –«Геральдика Сыктывкара»
2 тур: «Геральдика».
Из представленных гербов городов, республик детям выбрать герб Сыктывкара, а родителям – Усть-Сысольска. Затем собрать из частей герб по образцу (пазлы) и объяснить его изображение.
Герб Усть-Сысольска состоял из двух частей: верхней – герб губернской Вологды («в красном поле – выходящая из облака рука, держащая золотую державу и серебряный меч», в нижней – собственно Усть – Сысольская эмблема («медведь, лежащий в берлоге, в голубом поле в знак того, что такового рода зверей в окрестностях сего города находится довольно»).
Композиция герба современного Сыктывкара сохраняет силуэт предыдущего и возвращает главный символ герба г. Усть-Сысольска - медведя в берлоге, но уже в новом значении: медведь - талисман, хранитель традиций города, оберегающий ростки новой жизни (цвет золотой, элемент национального орнамента (Шондiбан) - солнце (цвет белый, серебристый фон - символ снежной чистоты (цвет голубой)".
После окончания конкурса - музыкальная пауза (танец)
Подведение итогов жюри.
Ведущий. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом. В нашем городе так много разных видов птиц. И сейчас следующий конкурс – «Пернатые друзья».
3 тур – «Пернатые друзья».
Командам из представленных птиц выбрать тех, кто живёт в Сыктывкаре. Затем нужно разделить их на зимующих и перелётных. Назвать птиц.
Ведущий. Сыктывкар – крупный промышленный и культурно-просветительский город. Сыктывкарцы любят посетить Государственный театр оперы и балета Республики Коми, Академический театр драмы им. В. А. Савина, Коми Республиканскую Филармонию, Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми. Для жителей и гостей города всегда открыты двери музеев, в которых хранятся памятники исторической культуры, редкие предметы старины, коллекционные экспонаты уникального творчества. Музеи показывают образ жизни, состав традиций и обычаев. Сыктывкар - деловой, общественный, научный и культурный центр Республики Коми. Облик города меняется, но в нем сохранилось около двух десятков старых, дореволюционных зданий. Есть здания, которые находятся под охраной государства и являются памятниками истории. И следующее задание командам: вспомнить и назвать памятники и достопримечательности города.
4 тур – «Памятники и достопримечательности».
На столе лежат перевёрнутые изображения памятников и достопримечательностей Сыктывкара. Дети и родители по очереди подходят, берут картинку и называют, что на ней изображено.
Ведущий. А сейчас я предлагаю пройтись по улицам города и вспомнить не только названия памятников и достопримечательностей Сыктывкара, но и назвать улицу, на которой оно находится и старое название.
Просмотр презентации (см. ниже)
«Памятники и достопримечательности города»
и попутно заполняется кроссворд «Улицы Сыктывкара» :
1) Назовите здание. (национальная республиканская детская библиотека им. С. Я. Маршака) На какой улице оно находится? А какое название эта улица имела раньше? (Советская –Спасская, в честь собора, построенного на этой улице)
2) А эта достопримечательность нашего города вам должна быть хорошо известна (Драматический театр им. В. Савина). На какой улице находится это здание? Как раньше называлась она (Первомайская – Западно-Загородная)
3) Вот одно из красивейших старых архитектурных зданий нашего города (Национальная картинная галерея). Назовите улицу, на которой она находится и её былое название. (Кирова – Набережная)
4) Ещё одно здание истории. (Литературный музей И. А. Куратова). На какой улице находится и её первое название (Орджоникидзе – Покровская)
5) Назовите здание. (Коми республиканская филармония). На какой улице находится это здание? Как раньше называлась она? (Ленина – Троицкая).
Музыкальная пауза «Песня о Сыктывкаре»
Слово жюри.
Ведущий. Молодцы! Вспомнили памятники, разгадали весь кроссворд. И теперь самый интересный конкурс – сказочный.
5 тур – «Мойдъяс».
По очереди перечислите коми народные сказки, былины, легенды. («Пера-богатырь», «Пера и Зарань», «Богатырь Кудым-Ош», «Лесной человек Яг-морт», «Фома и Ёма», «Легенда об Йиркапе» и др.)
Из какой коми народной сказки этот отрывок?
Однажды случилась беда. На русскую землю пошла войной орда степного хана. Не правдой – хитростью побеждала орда. У степного хана было большое-пребольшое колесо. В колесе сидел человек, вертелся, как белка, и гнал колесо. Народ в ужасе бежал в леса. («Пера-богатырь»)
И что бы вы думали? Парень хотел было дальше рубить, а руки топор не подымают, так в сон клонит, что сил нет. Раззевался он, распотягивался, под ёлку завалился и спит себе. В полдень проснулся, на другой бок повернулся да снова захрапел. К ночи только домой приплелся. («Фома»)
Лиса выла-голосила лапами сучила, еле из развилки вырвалась. Глядь-поглядь, а шуба дорогой цены вся в клочьях, хвост рваной тряпкой висит, смотреть не на что. Теперь за этакую рвань и правда не больше полушки дадут. («Лиса и заяц»)
Бросила нож, сама пошла гостя встречать. Только она на крыльцо, а кот прыг ей на спину идавай когтями драть, зубами рвать. Заверещала злодейка, заголосила, пощады запросила. («Кот и петух»)
Ведущий. Спасибо! Порадовали! А призом за этот конкурс будет сказка «Теремок» на коми языке.
Показ сказки «Теремок» на коми языке.
Подведение жюри итогов игры.
Награждение: всем участникам викторины вручаются медали, дипломы «Знаток родного города» и наборы открыток «Сыктывкар».