Лариса Гунько
Викторина по речевому развитию детей «Сказки из волшебного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина по речевому развитию детей
на тему «Сказки из волшебного сундучка»
(подготовительная группа)
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством
Программное содержание:
дать детям понятие, что такое устное народное творчество,
познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
Публикация «Викторина по речевому развитию детей „Сказки из волшебного сундучка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
закреплять знание русских народных сказок; развивать речь детей, память, логическое мышление;
закреплять произношение звука (Ч, корректировать координацию движений и речи, способствовать формированию диафрагмального дыхания; развивать мимику движений
активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок : «Царевна лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Финист —ясный сокол», «Снегурочка», «Каша из топора»,
«Как мужик гусей делил», «По щучьему велению», «Сивка—бурка»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван- крестьянский сын».
Рассказывание сказок :«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси—лебеди».
Пересказ сказок : «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка» с использованием мнемотаблиц.
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Рисование по сказкам «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Лепка по сказке «Три медведя».
Ход ОД.
Психогимнастика «Солнышко»
Воспитатель: Ребята, давайте поднимем ручки вверх, к солнышку, оно поделится с нами своим теплом, добротой, лаской, а теперь возьмёмся за руки и поделимся этим теплом и добротой друг с другом. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с друзьями улыбкой.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
- Правильно, мы живем в России. Как называют жителей нашей страны?
Дети: Россияне.
- Правильно. Россия большая страна, и ее населяет много народов. А на каком языке говорят россияне?
Дети: На русском.
- Красив, богат, могуч наш русский язык. В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, а та— своей. А знаете, как в древние времена назывались губы? Губы назывались — уста. Поэтому, то, что сочинял народ и не мог записать, называется устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
(Стук в дверь, входит домовенок Кузя. В руках сундук. Плачет.)
Воспитатель: Кто это к нам пожаловал?
Кузя: Вы меня узнали?
Ответ детей.
Воспитатель: Почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?
Кузя: У меня большое горе. Только вы можете мне помочь. Баба Яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки, какие хранились в моем сундучке.
Воспитатель: Придется помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в волшебную страну сказок. А чтобы попасть в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова.
Логоритмическая гимнастика.
В сказочное времечко (Маятник перед собой правой рукой)
Времечко чудесное (Маятник левой рукой) Тихо начинается (Палец к губам)
Сказка интересная. (Развести руками)
Приведут тропиночки нас в края далекие (Шаги)
Через чащи темные (Закрыть глаза руками) И моря глубокие. (Наклон, руки вниз)
Царство тридесятое (Сделать руками корону)
Чудесами славится (Надеть корону) Но со злыми чарами (Руки вперед перед грудью)
Нам задача — справиться. (Ритмичные движения указательными пальцами) Пусть чинят препятствия Силы зла старательно (Руки крестообразно перед грудью)
Победит все доброе (Поворот вокруг себя)
В сказке обязательно. (Руки перед собой)
(В. Бредис. Звучит музыка.)
Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!
На картинки посмотрите, всех героев назовите,
Что за сказка? Подскажите.
Д / и «Назовите героя. Что за сказка?»
Кузя: О, коварная Баба Яга! Вы, наверное, не справитесь!
Воспитатель: Постараемся. Давайте дадим характеристику каждому герою. «Три медведя» Какие в сказке медведи?
«Волк и семеро козлят» Почему с козлятами случилось это несчастье?
Какой волк в этой сказке? А мама- коза - какая?
«Теремок» Добрые звери в этой сказке или злые?
«Заяц хвастун» Можно ли про зайца сказать, что он смелый?
«Колобок» Кто в этой сказке съел колобка? Как это ей удалось? А вы обратили внимание, кто герои этих всех сказок?
Дети: Животные.
Воспитатель: Сказки о животных считаются самыми древними. Главными персонажами в них выступают звери. Наши предки раньше, чтобы прокормить семью, охотились и их жизнь зависела от удачи на охоте и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук.
Кузя: Ой, спасибо, молодцы. Мои любимые сказки о животных! А мы отправляемся дальше.
Вот конверт. Посмотрим, что ещё приготовила нам Баба Яга!
Покажу вам предметы чудесные
Отгадайте, кому они были полезные?
1 Лук и стрела. Из какой сказки эти предметы? («Царевна лягушка») Какую роль они сыграли в сказке?
2. Живая и мертвая вода. («Иван - царевич и серый волк») Как помогла эта вода нашему герою?
3. Серебряное блюдечко и золотое яблочко. («Финист —ясный сокол») Как
использовала героиня эти предметы?
4 Печка. Из какой сказки попала к нам печь? («Гуси- лебеди») Кому она помогла?
5. Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? («Снегурочка») Зачем же ее слепили?
Воспитатель: Вот и еще сказки расколдовали. Чем похожи все эти сказки? (В них встречаются превращения)
Да. Это— волшебные сказки. В волшебных сказках живут фантастические существа, героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса.
Вот тебе, Кузя, волшебные сказки. Складывай их в сундучок. Все, полный
сундучок?
Кузя: Нет, у меня были еще сказки.
Воспитатель: Ну, что ж, придется продолжить путь.
Физкультминутка.
Давайте отдохнем, физкультминутку проведем.
Сказка даст нам отдохнуть, Отдохнем— и снова в путь.
Василиса нам сказала : «Наклоняйтесь влево, вправо».
Вот Снегурочки слова: «Приседайте, как пружинки, Полетайте, как снежинки!»
Конверт. «На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»
Мнемотаблицы.
«У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
«Каша из топора» Какой солдат в этой сказке?
«Вершки и корешки». О ком сказка? (Ответы детей)
Кузя: Вот спасибо.
Воспитатель: Подожди, здесь еще сказка. Но её, Кузя, ты будешь отгадывать. (Кузя не может отгадать.)
Воспитатель: Хорошо, мы тебе ее сейчас покажем с помощью движений, без слов. А ты попробуешь отгадать.
(Дети показывают сказку «Репка» с помощью мимических движений. Кузя отгадывает.)
Воспитатель: А эти сказки в таблицах называются бытовыми. Что такое быт? Это — жизнь людей. В этих сказках главные герои—люди. Благодаря своей смекалке, уму, ловкости или хитрости преодолевают все трудности. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок? Давай поищем ещё.
Дыхательная гимнастика «По ровненькой дорожке»
Вы на славу потрудились и немного утомились. Дружно встать нам всем пора, начинается игра.
Во время ходьбы на месте : руки вверх—вдох, опустить—выдох. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки По пням, по кочкам, по камешкам, по камешкам, в ямку—бух!
Все любят сказки добрые— довольно, детвора! Скорее все за дело, вновь в сказку нам пора!
Конверт. «Эта ромашка—не просто цветок, А ну-ка, скорей оторви лепесток. На нем прочитаешь задание, А ну-ка, проверь свои знания!
(На лепестках задания)
Отгадать сказки и определить вид : волшебная, бытовая, о животных.
1 «По- щучьему велению, по моему хотению»
Из какой сказки слова? Кто их говорил? За что щука подарила Емеле эти слова?
2. «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Что это за сказка? За что Сивка-бурка помогал Иванушке - дурачку?
3.«Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок.» В какой сказке
живут эти грустные слова? Кто так плакал?
4.«Ловись, рыбка, и мала и велика!» Кто так приговаривал?
5. На этом лепестке лапы большие, перепончатые, хвост длинный, змеиный. Из какой сказки следы? Герой добрый или злой? Кто его смог победить? Как?
6. Странные следы: сначала шла женщина, а потом ее ноги в лягушачьи
лапы превратились. Что за сказка? Кто заколдовал царевну- лягушку? Кто
помог Ивану-царевичу спасти ее?
7. А тут гусиные следы. Не помните сказку? Почему с мальчиком случилось несчастье? Чему учит эта сказка? Вот тебе, Кузя, еще сказки. А теперь твой сундучок полный?
Кузя: Сейчас узнаем. (Складывает в сундук сказки. Звучит музыка) Вот теперь все! Спасибо, дети!
Воспитатель: Нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковер - самолет. Нет, не праздные люди сказки слагали, а слагал их наш мудрый русский народ.
Что же такое устное народное творчество? Почему оно называется устным? Какие сказки мы собрали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?
Баба Яга: Здравствуйте, ребята! Вы Кузьму моего не видели? Ой, Кузенька, прости меня, старую! Я больше никогда не буду трогать твой сундучок. Пойдем домой, я тебе пирожков напекла. И вы, дети, угощайтесь!
(Угощает детей пирожками)