елена васильева
Влияние игры на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Несколько лет назад об экологии и экологическом образовании речь не шла. В настоящее время оно стало одним из важнейших направлений дошкольных учреждений.
С. Н. Николаева писала: «Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Публикация «Влияние игры на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сейчас очень много экологических проблем. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений общественной жизни. Это происходит оттого, что детский сад недостаточно уделяет внимания экологическому воспитанию.
Профессор М. М. Камшилов: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».
Однако проблема экологического воспитания изучена недостаточно, что и обусловило актуальность и мой выбор темы исследования.
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, пришла к выводу, что большинство детей дошкольного возраста с интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов. Дети уверены, что крот ест клубнику, ежик питается яблоками. И здесь на помощь приходят развивающие игры и пособия, часть которых приобретается в магазинах, а часть – создается педагогами.
В своей работе использую различные методы и приемы. Но большее предпочтение отдаю игре, как ведущей деятельности.
Исследования психологов А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показали, что: «Развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре».
Одна из таких игр – «Экологическая викторина», которая разработана и применяется в работе с успехом. Привлекательна эта игра своей функциональностью, яркостью. Использовать ее можно как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми. Достоинство данной игры в следующем : с ее помощью дети знакомятся с животным и растительным миром, с его размножением; с редкими и исчезающими видами; учатся классифицировать.
После проведения этой игры было отмечено, что дети стали более внимательными, просматривается интерес к познаниям, контроль своих поступков, стремление находить причину, происходящую в природе. Задают много дополнительных интересующих их вопросов.
И. Д. Зверев говорил: «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».
В дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Надеюсь, что предложенная игра будет полезна в работе с детьми по экологическому образованию и поможет в формировании личности маленького гражданина. (Приложение).
Тема: «Растения и животные Волгоградской области»
Название: «Экологическая викторина»
Тип игры : настольно – печатная
Возраст : старший дошкольный
Цель: формировать у детей представление о размножении растений, насекомых, птиц, рыб. Развивать умение устанавливать последовательность размножения, состоящую из нескольких звеньев. Закреплять знания о насекомых, растениях, птицах, рыбах, занесенных в Красную книгу Волгоградской области. Учить находить среди насекомых, птиц, растений и рыб тех, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области; классифицировать животный мир на рыб, растения, насекомых, птиц. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: игровое поле со стрелкой, разделенное на 10 частей разных цветов. По окружности расположены конверты, в которых находятся карты с изображением растений, насекомых, птиц и рыб; карточки с последовательностью их размножения. На конвертах наклеены квадраты таких же цветов, что и на игровом поле (цвет на игровом поле означает, что нужен конверт с таким же квадратом).
Ход игры:
Участвует от 2 до 5 человек.
Вокруг игрового поля разложены в хаотичном порядке конверты. Участники по очереди вращают стрелку на игровом поле. На какой цвет укажет стрелка, конверт с квадратом такого же цвета берет игрок, выкладывает последовательность размножения данного растения, рыбы, насекомого, птицы.