Елена Стрижакова
Влияние культуры и искусства на развитие маленького петербуржца
▼ Скачать + Заказать документы
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»
Демокрит
2014 год объявлен годом культуры.
В связи с этим проводится большая работа по обобщению опыта использования педагогами образовательных учреждений культурного наследия для формирования общей культуры и воспитания обучающихся.
Публикация «Влияние культуры и искусства на развитие маленького петербуржца» размещена в разделах
Я подготовила небольшую презентацию с учётом Новых Образовательных Стандартов, имеющую отношение к тем изменениям, в условиях которых происходит становление личности ребёнка под непосредственным влиянием развития педагогической культуры, а также привожу отдельные выдержки из моей статьи.
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
Дошкольное учреждение не только даёт знание, но и воспитывает, организовывает самостоятельно-продуктивную деятельность детей, располагает наличием педагогических технологий, адекватных современным условиям жизни общества.
Таким образом, педагогическими условиями реализации задач художественно-эстетического воспитания являются:
• Индивидуально-личностный подход к ребёнку
• Создание обстановки, опережающей развитие ребёнка
• Педагогические технологии
• Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности
• Взаимодействие с семьёй.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей предметно-пространственной среды
Процесс развития ребенка и та среда развития, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Создавая условия культурного наследия, имеющего отражение в рамках моделирующей музыкально-художественной среды, ребёнок получает то общение и ту деятельность, в процессе которых художественно эстетические чувства возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями.
Эстетическое развитие ребёнка
– один из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства.
Основным условием создания микросреды дошкольника
как культурного жителя столицы являются создание семьи – микросреда, социальные факторы.
В дошкольных образовательных учреждениях отводится большое место художественно-эстетическому развитию ребёнка и в нём музыкальному воспитанию, в процессе которых развитие творческих способностей реализуются на основе синтеза искусств: музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, открываются широкие возможности в плане развития детской художественной культуры.
Педагог обязан воспитывать и формировать у маленьких россиян желание замечать культурные богатства, накопленные человечеством.
Искусство как форма культуры является целостным способом познания мира, а для ребёнка-дошкольника – средством самореализации, определения своего места в окружающей действительности и познания самой действительности.
Познавая мир, формируются цветовые, музыкальные и художественные предпочтения культурного слушателя, которые закладываются с детства у маленького петербуржца.
Педагогическая культура
существует в единстве своих составляющих:
• Уровня педагогических взглядов и информированности
• Уровня педагогических мотивов, смыслов, принципов
• Уровня владения педагогическими техниками, принятых в определенных сообществах
• Уровня педагогического такта и интуиции
• Уровня педагогического мастерства и особенностей опыта.
Педагог обязан воспитывать и формировать у маленьких россиян желание замечать культурные богатства, накопленные человечеством. Становясь культурным слушателем, исполнителем творческого процесса, ребёнок с помощью взрослого не только выражает своё эстетическое отношение к происходящему, но и подвергает анализу увиденное и услышанное, представляя свой образ под новым углом зрения, высказывая свои суждения о том, что, как, почему, в какой последовательности он реализовал свои замыслы. В этот момент ребенок с разной степенью успеха, через анализ художественной картины (узора, скульптуры и пр.) усваивает доступную ему информацию о возможностях использования цвета, формы, композиции, разнообразных техник и деятельности художника-мастера.
Духовное богатство каждого из нас зависит от выстроенного нами диалога прошлого, настоящего и будущего.. А «духовный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни»(Д. Б. Кабалевский).