Лидия Шмырина (Вихарева)
Влияние музейной педагогики на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявление роли музейной педагогики на развитие речи детей.
Основные задачи: Создать в детском саду мини – музей различной тематики;
- Прививать детям любовь к родному краю, своему народу, его традициям через специальные занятия, экскурсии;
-Расширять способы взаимодействия ребёнка – дошкольника с взрослыми через сотрудничество с краеведческим музеем, встречами со старожилами посёлка, местными художниками;
Публикация «Влияние музейной педагогики на развитие речи» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
- Привлечь родителей к сотрудничеству в рамках музейной педагогики.
Дети усваивают родной язык, подражая нашей разговорной речи. Ведь не секрет, что современный ребёнок много времени проводит в обществе взрослых (больше у телевизора, компьютера, всё реже слышит ребёнок рассказы и сказки из уст родителей.
Поэтому есть проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели и учителя.
- Речь, состоящая из простых нераспространённых предложений. Однословные ответы (да, нет, хорошо, плохо).
- Логически бедная речь, недостаточный запас слов, неумение подобрать синонимы, назвать признаки предмета.
- Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
- Неспособность построить монолог, например сюжетный или образный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Музейную педагогику в детском саду рассматривают (Ривина Е. К., как один из компонентов подготовки ребёнка в школе и как одно из средств развития речи.
В программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханева «приобщение детей к истокам русской народной культуры» выбраны приоритеты:
- Во – первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
- Во – вторых, следует шире использовать фольклор во всех проявлениях: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы.
- В – третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
Дошкольный возраст - возраст сказок.
Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребенку испытать чувство сопричастности, сопереживать героям в горе и радости, желать победы добра.
Первая младшая группа
Заучивание потешек, закличек, пестушек, рассказывание сказок, подвижные игры «Кот и мыши», «Мыши водят хоровод», имитирование животных. Можно оформить выставку одной игрушки «Петушок – золотой гребешок», «Мишка косолапый», где родители, принося игрушки, сделанные из разного материала.
Вторая младшая группа
Для наглядности можно создать мини – музей в группе.
Почти во всех сказках присутствуют старинные предметы быта: «Колобок», «По щучьему велению» - печь, ухват. «Маша медведь» - короб. «Волк и лиса» - коромысло, ведро, сани. «Заюшкина избушка» - коса, изба.
Средняя группа
В средней группе работа усложняется:
Дети учатся играть в дидактические игры: «Угадай, из какой сказки предмет», «Сложи картинку», «Разложи предметы по сказкам».
Старшая группа
Дети начинают инсценировать сказки. Точно передавать уже знакомый текст. Знакомятся с новыми словами «ларь», «рубель». Учатся придумывать сказки с другим концом (модифицированные сказки).
Подготовительная группа
Вместе с родителями создать мини – музей «Русская изба». Собрать предметы старинного быта, утварь. Чтобы дети могли все экспонаты потрогать, понюхать, выполнить какие – ни будь действия.
Желательно посетить краеведческий музей.
Толковый словарь
Музей - помещение, где можно посмотреть различные древние предметы, картины.
Гусли – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.
Горшок – округлый глиняный сосуд для приготовления и хранения пищи.
Сани – зимняя повозка на полозьях.
Скалка – длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего – ни будь.
Кадка – цилиндрической формы вместилище со стенками из деревянных клёпок, обтянутое обручем.
Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего – ни будь.
Коса – сельскохозяйственное орудие – изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы.
Печка – сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи.
Лукошко – не большая корзинка из лубка или прутьев, короб.
Чугунка – сосуд округлой формы из такого сплава.
Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукоятке.
Прялка - Элемент росписи «Обвинская роза», восьми лепестковый цветок древний языческий символ славянского Перуна, бога войны, бога войны, грома, молнии.
Река Обва – луговая вода.
Река Кама – чистая, прозрачная