ТАтьяна Проценко
Влияние пения на гармоничное развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние пения на гармоничное развитие ребенка.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Людвиг ван Бетховен
Музыка как средство воспитания, занимает в жизни и образовании ребенка приоритетное место. Дети дошкольного возраста регулярно приобщаются к удивительному миру музыки в образовательной деятельности, где задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание, исполнительство (пение, элементарное музицирование, движение, детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, игровое). Занятия вокалом развивают различные способности детей: формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние.
Публикация «Влияние пения на гармоничное развитие ребенка» размещена в разделах
В процессе обучения пению решаются не только обучающие, развивающие, воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка, его эстетического и музыкального вкуса, укрепляется здоровье, но и воспитывается истинный интерес к творческому наследию своего народа, любовь к родной культуре.
В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. За годы обучения дети знакомятся с лучшими образцами вокального творчества, а также учатся понимать и исполнять произведения современной эстрады. Это помогает адаптироваться в современном обществе, опираясь на высокие нравственные ценности.
На занятиях учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.
Раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей, обучающихся посредством вокально-сценического искусства, формирование системы вокальных, музыкально- теоретических и сценических знаний, умений и навыков, позволяющих обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся - главная задача педагога дополнительного образования.
Давно известно, что ребенок, будучи в утробе матери, слышит различные звуки, как внутреннего (при работе органов пищеварения, биения сердца матери и др., так и внешнего происхождения. А это значит, что он способен слышать, как шумовые, так и музыкальные звуки. Одни ему приятны, другие пугают. В этот период, период вынашивания ребенка, до его рождения, женщинам рекомендуется слушать музыку как мелодичную, с богатой гармонией (классическую, так и простые народные мелодии. Не рекомендуется слушать тяжелую музыку (рок, тяжелый рок и т. д.). Очень полезно для формирования музыкальности ребенка в этот период развития слышать правильное (чистое, ладоустойчивое) пение. Это могут быть незамысловатые произведения детского музыкального фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, дразнилки и т. д. Таким образом, музыкальное развитие ребенка начинается еще задолго до его появления на свет.
Как известно, все дети отличаются один от другого степенью музыкальной одаренности, стилем познания, сферами интересов. Независимо от уровня их способностей к пению, все дети любят петь. И это желание следует поддерживать у ребенка.
В процессе обучения пению можно влиять на формирование функционирования голосового аппарата, особенно в период бурного роста всего организма, а именно, в детстве. Следовательно, специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло.
В настоящее время актуальна проблема количественного роста числа дошкольников с отклонениями в речевом развитии. На несовершенства речевого развития влияют различные факторы, особенности психофизического здоровья дошкольников. Изучению природы детского голоса и слуха и методов их развития уделялось и уделяется большое внимание со стороны науки и практики. И здесь на помощь приходит –вокальное пение.
Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, при этом тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих людей вырабатывает эндорфин – вещество радости, дающее хорошее настроение.
Во время пения обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме.
Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Вокал сам по себе – уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.
Во время пения именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке. Активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления.
Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и Китае.
Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что пение – один из видов исполнительской деятельности, которое способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности, несет оздоравливающий эффект для организма ребенка. Таким образом, дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.
А регулярное обучение правильному пению — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, которое развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
Поющий ребенок умен, поющий ребенок здоров! Для полной гармонии хотелось бы видеть его эмоциональным, свободным внутренне и внешне!