МААМ-картинки

Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста (4 фото)

Татьяна Морозова
Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики руки

на формирование связной речи

детей дошкольного возраста

Морозова Татьяна Алексеевна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад № 3 «Зоренька»

Московская область

Г. Лобня

Публикация «Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Если вы действительно хотите счастья своему ребёнку, хотите, чтобы он вырос достойным гражданином общества и доставлял вам больше радости, чем огорчений, то к вопросам правильного его воспитания надо относиться очень серьёзно и вдумчиво. Каждый ребёнок рождается со своими индивидуальными особенностями, но каким он станет, в основном зависит от воспитания. Ребёнок должен быть физически развитым, любознательным, сосредоточенным. У него должна быть хорошо развита речь, которая имеет большое значение для развития мышления, памяти, ума. Своевременное и правильное развитие речи ребёнка должно быть предметом постоянного внимания родителей и педагогов. Уже с рождения ребёнка нужно учить смотреть, осязать, слушать.

Учёные, изучавшие историю развития человечества, пришли к выводу, что первым способом общения древних людей были жесты и мимика, где первичная роль отводилась руке. Прошло много лет, когда на смену языку жестов пришла словесная речь.

Во взаимодействии двигательных действий пальцев рук и слов, произносимых взрослыми, ребёнок способен быстрее нацелиться на простейшие мыслительные действия.

Важно заметить, что никаких мыслительных задач ребёнок не решает. Но очень важно, что он волей – неволей обращает внимание на то, что между предметами, пальцами рук, имитирующими движения и словом, устанавливается прочная связь. Так исподволь, малыш готовится к тому, чтобы находить такую связь самостоятельно. Это важная ступень в развитии мышления ребёнка.

Итак, на протяжении первого года, малыш овладевает значительным числом действий и движений. Но способность воспринимать предметы и их свойства, представлять их себе, думать о них, всё это складывается лишь постепенно, по мере того, как ребёнок знакомится с окружающим миром.

Постепенно речевая активность ребёнка усиливается. Запас слов быстро нарастает. Но уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Многие дети слабо расширяют и обогащают свой словарный запас, речь их скудна и однообразна. У них происходит задержка речевого развития, вследствие чего они трудно общаются со взрослыми и сверстниками. Они чувствуют свою ущербность, держатся обособленно, трудно идут на контакт с окружающими, становятся замкнутыми и неразговорчивыми. Поэтому с такими детьми необходимо заниматься индивидуально, используя методы для развития крупной мелкой моторики рук. Насколько хорошо ребёнок владеет своими пальчиками можно судить о его интеллектуальном развитии.

Стимулирующее влияние функции руки отмечали все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей. И. П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, отмечая «…чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, мышление».

Исключительную роль движений двигательно-кинетического анализатора в развитии речи и мышления показали исследования И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева. По мнению В. А. Сухомлинского: «…истоки способностей и дарования детей – в кончиках их пальцев».

С тем, что движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, были согласны и современные психологи, логопеды и педагоги: А. Я. Мухина, Т. А. Ткаченко, Е. С. Анищенкова, М. Я. Аксёнова и др.

В моей работе проблема по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, является первостепенной. Для её решения я продумала, какой материал поможет в достижении цели, подобрала специальную литературу, выработала план. Я разработала диагностические тесты, в которые включила задания на определение степени ловкости рук и пальцев, координацию движений и пространственных представлений. Моя задача – улучшить работу координаций движений пальцев, общую двигательную активность и выработке навыков самообслуживания.

Для достижения поставленных задач я использую различные методы и приёмы. Словесный метод. Он заключается в общении – объяснении при рассматривании наглядных объектов, уточняющие вопросы, диалог между детьми и воспитателем служат для развития понимания речи взрослого. Мои объяснения предельно краткие – лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря используется самое ближайшее окружение ребё нка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Поэтому я широко использую наглядность, а то уже наглядно-действенный метод. На занятиях ребёнок имеет возможность рассмотреть предмет (форма, величина, цвет, используются картинки – схемы, элементы мнемоники.

Практический метод. Для лучшего усвоения знаний, необходимо применять их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, все дети выполняют задания на мелкую моторику. Мне остаётся лишь дать единичные указания и предложить необходимую помощь.

Важно не просто знакомить ребёнка с определённым предметом. Надо его заинтересовать в действии с ним, поэтому используются игровые приёмы усвоения информации : комплексы самомассажа в занимательной стихотворной форме, различные пальчиковые упражнения и игры, использование сюрпризной ситуации. Всё это расширяет в сознании детей смысловое содержание слова и помогает им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Самомассаж ладоней и пальцев рук я провожу в стихотворной форме. Для массажа используются: шишки, каштаны, жёлуди, бельевые прищепки, шестигранные карандаши, грецкие орехи, шарики су джок.

Пример самомассажа:

Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (нажимаем пальцами на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Моя практика очень разнообразна. Огромная подборка словесных и дидактических игр по разным лексическим темам очень помогает мне в работе.

С большим увлечением сочиняю стихотворения и в стихотворной форме провожу пальчиковую гимнастику.

Вот пример пальчиковой гимнастики и стихотворения, которые сочинила сама:

МЕБЕЛЬ

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки, кулачки)

Будем мебель мы считать!

В шкафу одежду мы храним, (загибаем пальчики)

В кровати мы спокойно спим.

Рядом – тумбочка, диван,

Кресло, стол, буфет, сервант…

Ступая тихо на паркет –

Мы ставим в кухне табурет.

Всю мебель перечислил я, (сжимаем, разжимаем кулачки)

В квартире без неё нельзя!

Или:

Есть у меня в шкафу жираф,

А под кроватью спит медведь.

Котёнок, лапочку задрав,

Не хочет на столе сидеть.

А Зайка - друг любимый мой!

И маме вовсе не понять,

Зачем беру его с собой,

Когда иду во двор гулять…

Дети очень полюбили игры с крышками в «сухом бассейне»,

с увлечением играют конструктором лего.

Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста
Фото №1 Развитие ребенка

Разработаны практические занятия по каждой лексической теме.

Делаю дидактические игры из крышек, которые пользуются большим успехом у детей.

Фото №2 Лобня Публикация Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста размещена в разделах Мелкая моторика Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов Развитие речи

Создание предметно – развивающей среды.

Понятие «развивающая среда» предполагает создание необходимых условий для развития мелкой моторики в стенах детского сада. Каждый предмет в группе может нести свою дидактическую роль – стать «развивалочкой». Я постаралась создать среду, окружающих ребят таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в то же время решала задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана по данной тематике необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики. Проведение таких игр – занятий способствует развитию тонкой моторики пальцев рук, совершенствует координацию движений, способствует формированию сенсомоторных способностей.

Система работы по развитию мелкой моторики.

Свою работу я организовала в совместной и индивидуальной деятельности.

• Самомассаж.

• Пальчиковые игры.

• Игры на развитие тонких движений руки.

• Игры с предметами.

• Деятельность с дидактическими играми.

• Игры в «сухом бассейне».

• Игры с манкой.

• Игры с конструктором лего.

Работа с родителями.

Как правило, ни одну задачу по развитию и воспитанию ребёнка нельзя решить без участия родителей. В начале года я провела консультацию на тему «Пока мама занята…», где рассказала о необходимости развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста и предложила осуществлять работу в таких направлениях, как:

-специальные игры (упражнения для развития мелких движений пальцев);

-обучение умению управлять точными движениями в быту, попутно приобретая навыки самообслуживания;

- формирование мелкой моторики с использованием пальчиковых игр в стихотворной форме.

Здесь преследовалась цель проводить совместную работу по развитию внимания, усидчивости, координации движений пальцев и запоминания стихотворных текстов.

В родительском уголке были размещены рекомендации по развитию мелкой моторики : «Игры с прищепками», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, как занять ребёнка», книга «Песочная терапия».

Цель будет достигнута, если родители убедятся в важном значении поддержания интереса к играм на развитие мелкой моторики руки, необходимости и правильности их проведения. А с задачей доведения информации до родителей можно справиться с помощью консультаций, наглядного материала и индивидуальных бесед.

Заключение.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, я способствовала развитию мелкой моторики. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию тонкой моторики рук, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребёнка.

Литература:

Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.

Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1977г.

Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., Педагогика, 1973г.

Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Советская Россия, 1979 г.

Краузе Е. Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2003

Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.

Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.

Публикации по теме:

Игра-шнуровка «Паутинка»Игра-шнуровка «Паутинка» Изделие : игра-шнуровка «Паутинка» Автор работы: Рыбина Наталья Алексеевна, воспитатель средней группы, МБДОУ – детский сад «Радуга»,.

Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2014 в 22:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД