Получи документы

Консультация «Влияние семьи на психическое развитие личности»

Надежда Майорова
Консультация «Влияние семьи на психическое развитие личности»

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы влияния семьи на психическое развитие детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности воспитания в семье и психического развития детей.

Ключевые слова: семья, социально-психологические факторы.

Публикация «Консультация „Влияние семьи на психическое развитие личности“» размещена в разделах

Семья для ребенка- это мир, в котором он живёт, растет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.

Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Как известно, многие годы педагоги и психологи занимаются проблемой семьи, как социального института, и ее влиянием на психическое развитие ребенка.

Исследователей все чаще волнует проблема изучения семьи, падение ее воспитательного потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье.

Изучению психологии семьи и семейных отношений посвятили свои работы Ковалев С. В., Дружинин В. Н., Гребенников И. В., Целуйко В. М.

Психолого-педагогические проблемы детей из неблагополучных семей широко освещены в работах Захаровой А. И., Ершовой Н. М., Матейчека З., Божович Л. И., Григорьевой Е. и многих других.

Воспитание детей, конечно же, огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения, большую часть времени ребенок находится в семье. Как выяснилось, не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Поэтому, сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек, тогда тоже очень непросто. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем воспитания детей. Нередко эти факторы осложняются социальным неблагополучием (пьянством, наркоманией, безработицей).

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, рождается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга… А чувство любви сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взросления. Вся эта совокупность чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако, эта гамма чувств, изначально положительная для развития ребенка может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Ребенок, не получивший родительской любви, вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. У малыша, выросшего в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания рано развиваются черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Как доказано, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что Никто, кроме самых близких для ребенка в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся столько о нем. Это и есть положительное воздействие на личность ребенка. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Действительно, при неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывает и наоборот, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, буквально не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему напрямую.

В дошкольной группе реакция детей выражается в депрессии, раздражительности, повышенной агрессивности, страхе оказаться брошенным. Итак, исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дж. Мак Дермот и Дж. Валлерштейн специально изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи. Их, несомненно, интересовали изменения поведения детей в игре, отношении к сверстникам, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемого ими. Итак, дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. Таким образом, в игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними, то отрицательные симптомы снимались. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

У детей 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенный гнев, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдалась регрессия игровых форм. Вот для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями.

Реакция детей старших возрастных групп 5-6 лет, действительно, проявляется в отчетливо формулируемом гневе, во вспышках раздражительности и требовательности, в гиперактивности или апатии, непослушании, неподчинении взрослым, частых вспышках раздражения. Это, безусловно, как способ привлечения к себе внимания,. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они, несомненно, способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Как выяснилось, главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и тем более в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье, подчеркивает Дружинин В. Н., ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Обычно конфликт между родителями возникает по поводу различного подхода к воспитанию детей. Первая задача родителей – необходимо найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Важно, когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. разрешать конфликты, безусловно, без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (это касается лени, плохой учебы, непослушания, может и вранья).

Итак, родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенка, все же родители принимают таким, какой он есть. Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя правильно. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение родителей меняется в худшую сторону. Именно, это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

Таким образом, каждый ребенок остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором его воспитания и развития.

Появление у ребенка эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем, действительно, связано с неблагоприятными событиями в семье. Это, конечно же - семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод. Все это может стать сильным психотравмирующим фактором. Поэтому важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – именно, родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, их взаимоотношения, степень отзывчивости, наличие эмоциональных связей и привязанности оказывают педагогическое воздействие на ребенка на протяжении всего периода детства.

Чтобы повысить положительное влияние семьи на психику ребенка необходимо принимать во внимание внутрисемейные психологические факторы :

• ребенок имеет право принимать активное участие в жизни семьи;

• уделять больше времени на общение с ребенком;

• оказывать помощь ребенку в решении проблем;

• дать ребенку возможность принимать решение самостоятельно;

Таким образом, опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими.

Список использованной литературы:

1. Авдеева Н. «Развитие личности в раннем детстве». //Дошкольное воспитание. № 3. 2006. – С. 103 – 110.

2. Бабаева Т. «О социально-эмоциональном развитии дошкольников». //Дошкольное воспитание. № 6. 2006. – С. 13 – 19.

3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Педагогическое общество России, 2003. – 314 c.

5. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. — М. : Педагогическое общество России, 2003. – 312 c/.

Публикации по теме:

Влияние мультипликации на развитие личности дошкольника Дошкольное детство – значимый период личностного развития. Мультипликация как вид современного искусства в детстве очень востребован. Искусство.

Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие ребенка» Влияние семьи на развитие ребенка Подготовила педагог-психолог Ермишина Л. И. 01.10.2018 Семья для ребенка – это место его рождения и основная.

Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым.

Консультация «Влияние авторитета на развитие личности ребёнка» Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка. «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете.

Консультация «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Описание материала: материал будет полезен педагогам, родителям, старшим воспитателям, студентам педагогических факультетов. «Ваше собственное.

Влияние двигательной активности на психическое развитие ребенка Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Они отмечают,.

Влияние игры на психическое развитие дошкольника При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные.

Консультация «Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста» Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет.

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей Влияние семейных отношений на психическое развитие детей. Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности,.

Влияние семьи на формирование личности Как любая дорога начинается с первых шагов, любое здание с фундамента, так и становление человеческой личности – с семьи. Семья – это первый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние семьи на психическое развитие личности»
Опубликовано: 18 января 2019 в 08:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД