МААМ-картинки

Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 1)

Ольга Романова
Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 2

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (ЧАСТЬ 1)

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. В отношении речевого творчества уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение. Сказка произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и правильными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Часто рассказывая хорошо известные сказки, он значительно обогащает свои навыки и умение в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

Публикация «Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 1)» размещена в разделах

Ценность творчества детей очевидна, т. к. ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему и помогает раскрыть его внутренний мир, особенности представлений, интересов. В своём творчестве ребёнок открывает что-то новое для себя, а для окружающих новое о себе.

Проблема развития речевого творчества детей является актуальной на протяжении многих лет. У детей дошкольного и младшего школьного возраста не всегда развита способность, правильно воспринимать художественную информацию, выражать словесно свои чувства и эмоции, описывать художественный образ. В данный возрастной период происходит активное становление таких психических процессов, как мышление, воображение, речь, память, восприятие, поэтому необходимо уделять большое внимание развитию речевого творчества. Недостаток жизненного опыта и ограниченность словарного запаса не позволяет детям адекватно выражать словами те чувства и эмоции, которые они испытывают при восприятии окружающего мира и художественного образа.

Л. С. Выготский отмечает, что «под словесным творчеством дошкольников понимается продуктивная деятельность детей, выражающаяся в создании устных сочинений-сказок, рассказов, стихов и т. д. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове своё отношение к произведениям искусства, своё мироощущение» [1, с. 145].

Существуют приёмы, которые используются на протяжении всего процесса развития творчества. Это пересказ русских народных сказок.

Сказка – произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. И передавая её, ребёнок овладевает опытом поэтической и разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок. Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают и художественные средства их раскрытия – композицию, выразительные средства языка.

Без помощи воспитателя дети затрудняются определить художественные средства, которые поэт, писатель использует при описании природы, у них нет достаточного опыта для передачи впечатлений, полученных от услышанного или прочитанного стихотворения. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т. е., рассматривать картинный ряд, в котором выделяются основные моменты текста. Знакомя детей с прекрасными образцами литературы и искусства, нужно добиться эмоционального подъема у ребенка, возникновения у нег желания создать свой образ, передать свое отношение к увиденному и услышанному.

Словесное творчество старших дошкольников можно развивать разными путями:

• воздействие художественной литературы, т. е. такое донесение до ребёнка литературного произведения, которое поможет ему осознать не только содержание, но и выразительный язык сказки, рассказа, стихотворения;

• побуждение к творческой деятельности, постоянные упражнения в творчестве.

Фактором, который воедино связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество, является развитый поэтический слух. В это понятие входит осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т. е. способность воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности.

Чувство поэтического языка развивается путём практических упражнений при выполнении творческих заданий.

1. Придумывание сравнений и эпитетов (помочь детям почувствовать, как тропы организуют языковой материал и превращают его из непоэтического в поэтический).

2. Подбор синонимов и антонимов (помочь детям почувствовать разнообразные значения слова, его оттенки).

3. Различение ритма и рифмы поэтической речи (различать ритм разных стихотворений; найти в стихотворении ясно выраженную рифму; придумать рифму по заданным словам).

Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования.

Т. о., самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья», присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью.

А. Е. Шибицкая отмечает, что «в возрасте 5-7 лет многие дети охотно играют словами, звуками, сочиняют короткие стишки, считалки и просто бессмысленные рифмы. Ребенок активно осваивает языковую действительность, познает грамматические правила и нормы, овладевает ими в процессе практического пользования языком» [9, с. 55].

В основе детского словотворчества лежат выработанные обществом формы взаимодействия ребенка со взрослым, формы организации детской деятельности. Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, учится словотворчеству.

Богатый словарный запас – необходимое условие последующего развития речи ребенка, в процессе которого он учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы (корни, суффиксы, приставки, окончания, овладевает правилами оперирования ими.

Владение способами словообразования предполагает умение находить в предметах и явлениях существенные для называния связи и отношения, умение сравнивать разные наименования между собой, подмечать в них общие элементы, несущие одинаковый смысл, самостоятельно ими оперировать и оценивать точность, правильность сказанного или услышанного. Суть словотворчества в том, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах, при необходимости самому их создавать. При усвоении способов словообразования важнейшей задачей является воспитание интереса к слову. Специальные речевые игры и упражнения с грамматическим содержанием принесут пользу лишь в том случае, если будут опираться на опыт детей, их знания, представления об окружающем. Владение речью само становится условием успешности практической и познавательной деятельности ребенка, средством общения, мышления, самоорганизации.

Драматизируя знакомые литературные произведения (народные сказки «Рукавичка», «Теремок», сказки В. Сутеева «Под грибом» и др., дети используют в речи образные мотивированные слова и изображают в движениях их смысл (кабан-клыкан, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик). Дети охотно драматизируют собственные сочинения («Какие малыши в рукавичке спрятались?», «Кто нашел приют под грибом?», «Лесное метро», придумывая по аналогии названия сказочных персонажей, остановок волшебного транспорта, небывалых городов.

В старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной и образной [9, с. 58].

Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, она обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины.

Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.

Свои переживания и чувства дошкольники выражают открыто с помощью мимики, жестов, восклицаний, реплик, что в свою очередь способствует расширению возможностей управления своим голосом (дети учатся сознательно регулировать не только силу голоса (громко-тихо, но и высоту, отрабатываются элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для формирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразительному чтению, рассказыванию.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности.

Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях-рассказах, сказках.

В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества : сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку.

Задачу развития детского словесного творчества можно решить, опираясь на взаимосвязь творчества и обучения детей в детском саду, поэтому, следует рассматривать сказку как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но, несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

Традиционно сказки разделяют на следующие виды:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают ребёнку правильно воспринять и понять её содержание.

Публикации по теме:

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Все ранее опубликованные мои статьи Планирование экспериментальной деятельности в ДОУЦиклограмма деятельности в 1 младшей группеПрогулка с использованием проектного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 1)
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 09:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Романова (УИ 32817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД